Проект осень старшая группа. «Золотая Осень» познавательное занятие в старшей группе. Дети знают и называют

По познавательному развитию

«Золотая Осень» познавательное занятие
в старшей группе

Воспитатель: Куликова Е.П.
Детский сад № 204 ОАО «РЖД»
г. Абакан

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.
  • Две ветки в вазах.
  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 204 детям группы «Затейники».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман) . Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) .

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да) .

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки) .

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить) .

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут) .

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Наталья Рязанова

Проект старшей логопедической группы

«Разноцветная осень »

Тип проекта : творческий, краткосрочный.

Участники проекта : дети, воспитатель, родители.

Возраст 5-6 лет.

Актуальность выбора темы позволяет в условиях воспитательно- образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы, животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты, сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и применение приобретенных знаний в практической изобразительной деятельности ).

Цель : формировать эстетическое восприятие окружающего мира, способствовать творческому и речевому развитию детей.

Задачи проекта :

1. расширить и систематизировать знания детей о времени года «Осень » , учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы .

2. Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, театрализованной и др)

3. Способствовать развитию познавательной активности : мышлению, воображению, творческих способностей и коммуникативных навыков.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.

5. Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми .

1-й этап – подготовительный :

Методическая работа :

Подбор методической литературы по данной теме, разработка конспектов занятий, экскурсий, подбор детской художественной литературы, подбор настольно-печатных и дидактических игр, иллюстраций, репродукций на осеннюю тематику .

2-й этап практический.

Познавательное развитие :

НОД «Осеняя прогулка »

НОД «Дарит Осень чудеса »

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью »

Экскурсия по территории ДОУ

Экспериментальная деятельность с осенними листьями .

Д/И «С какого дерева листок» , «Кто знает больше примет осени » .

Речевое развитие :

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало… » ;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…» ;

К. Бальмонт «Осень » ;

А. Майков «Осенние листья » ;

Е. Трутнева «Листопад» , «Улетает лето» ;

В. Чаплина «Лес осенью » ;

Г. Скребицкий «Осень » ;

П. Молчанов «Последний лист» ;

Т. Домаренок «Осенняя сказка » ;

Н. Абрамцева «Осенняя сказка » ;

И. Соколов-Микитов «Листопадничек» ;

Пословицы, поговорки, загадки.

Беседы : «Дары осени » , «Как лесные звери готовятся к зиме?»

«Что мы знаем об осени

Рассматривание сюжетных картин И. Левитан «Осенний день » , И. Бродский «Опавшие листья» , «Прогулка в лесу» , «Уборка урожая» .

Д/И «Назови по первому звуку название животный, деревьев, фруктов, овощей…» , «Сварим борщ, сварим компот» , «Назови ласково» .

Творческое рассказывание «Осенняя прогулка в нашем городе» , «Птицы нашего края» , «Мы гуляли на участке.»

Художественно – эстетическое развитие :

НОД «Гриб» - пластилиновая мозайка.

НОД «Разноцветный лес » - штампование листьями;

ООД «Осеннее дерево » - коллективная аппликация;

Д/И «Найди самый красивый листок» ;

Рассматривание картин :

И. Шишкин «Осень » ;

С. Жуковский «Лесное озеро» ;

В. Полентов «Золотая Осень »

Прослушивание музыкальных произведений :

П, Чайковский «Времена года»

А. Вивальди «Времена года» ;

С. Прокофьев «Фея осени »

Физическое развитие :

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» , «Листочки» ;

Дыхательная гимнастика «Ветерок» ;

Хороводная игра «Осень в гости к нам пришла» ;

П/И «птиц» , «У медведя во бору» , «Совушка» , «Раз, два, три названный лист бери» .

Эставета «Собери букет»

Взаимодействие с родителями :

Сбор природного материала;

Экскурсии со своими детьми в осенний лес , парк;

Подготовка фотографий для оформления альбома «Разноцветная осень »

Участие в выставке «Дары осени » ;

Помощь в подготовке осеннего утренника .

Заключительный этап :

Выставка поделок «Дары осени » ;

Утренник «Осенняя ярмарка »

Анализ проектной деятельности :

В ходе реализации проекта у детей развились творческие способности, углубились знания о природе, укрепилось знание бережного отношения к ней, совершенствовалось умение совершать экспериментальную деятельность , устанавливать причинно – следственные связи с окружающим миром, активизировался словарный запас. Родители с удовольствием принимали участие в оформлении выставки, что способствовало сближению семьи и детского сада.

Литература :

Иванова А. И. Программа экологического образования дошкольников – М, ТЦ Сфера 2009.

Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей- М, ТЦ Сфера 2012.

Занятия по изобразительной деятельности . Коллективное творчество/ Под ре. А. А. Гробовский – М, ТЦ Сфера 2009.

Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники. Конспекты, планирование»- М, ТЦ Сфера 2009.


Публикации по теме:

Проектная деятельность «Что нам осень принесла?» Проект по ознакомлению окружающего мира «Что нам осень принесла?» Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель группы.

Проектная деятельность «Осень» Возраст детей: 4 года Количество участников: 21 Продолжительность проектной деятельности: краткосрочная (с 12 сентября по 28 октября) Вид.

Предлагаю проектную деятельность по теме "Мебель" в старшей группе с детьми ЗПР. Сначала пригласили родителей и попросили помочь подготовить.

Проектная деятельность «Осень в гости к нам пришла» Проектная деятельность Тема:«Осень в гости к нам пришла» Алейникова Н. М. Возрастная группа: подготовительная Срок– 1-2 недели октября.

Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель,.

Илона Рябова
Проект в старшей группе ДОУ «Осень разноцветная»

Проект в старшей группе ДОУ "Осень разноцветная".

Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Продолжительность: 1 неделя

Актуальность :

Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Цель:

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

Задачи проекта:

1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы.

2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

3. Активизировать речь детей.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.

5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:

Познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;

Речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;

Социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

Художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

Физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

Выбор темы проекта;

Определение цели и задач проекта;

Составление плана работы;

Изучение методической литературы;

Подготовка оборудования, материалов;

Предварительная работа с родителями.

2. Практический этап.

План реализации проекта.

Содержание деятельности по образовательным

областям:

Познавательное развитие

НОД «Осенняя прогулка»;

НОД «Дарит осень чудеса»;

цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;

экскурсия по территории ДОУ;

экспериментальная деятельность с осенними листьями;

д/и «Возвратим осени память», «С какого дерева листок», «Кто больше знает примет осени?».

Речевое развитие

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;

К. Бальмонт «Осень»;

А. Майков «Осенние листья»;

Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;

В. Чаплина «Лес осенью»;

Г. Скребицкий «Осень»;

П. Молчанов «Последний лист»;

Т. Домаренок «Осенняя сказка»;

Н. Абрамцева «Осенняя сказка»;

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

загадки, пословицы, поговорки;

составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;

д/и «Назови ласково», «Какая бывает осень?».

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу», «На даче»;

д/и «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару»;

беседа «То, что растет живое»,

беседа «Сколько красок у осени?».

Художественно-эстетическое развитие

НОД «Осень краски разводила…» (пластилинография);

НОД «Разноцветный лес» (штампование листьями);

НОД «Осенняя красавица» (коллективная аппликация);

д/и «Найди самый красивый листок»,

рассматривание репродукций картин:

И. С. Остроухов «Золотая осень»,

И. И. Левитан «Золотая осень»,

И. Шишкин «Осень»,

Е. Волков «Октябрь»,

С. Жуковский «Лесное озеро»,

В. Поленов «Золотая осень»,

И. Бродский «Золотая осень» и др. ;

прослушивание музыкальных произведений:

П. Чайковский «Времена года»,

А. Вивальди «Времена года»,

С. Прокофьев «Фея Осени»,

Е. Дога «Березовая аллея» и др.

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;

физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;

дыхательная гимнастика «Ветерок»;

хороводная игра «К нам осень пришла»;

п/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»;

эстафета «Соберем осенний букет».

Взаимодействие с родителями

Сбор природного материала,

экскурсии со своими детьми в лес,

подготовка фотографий и стихотворений для совместного альбома «Осенние странички»,

участие в выставке «Дары осени»,

совместное рисование с детьми на тему проекта.

В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности, сказкотерапия.

3. Заключительный этап.

1. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

Выставка «Дары осени»,

Выставка рисунков «Разноцветная осень»,

Альбом «Осенние странички»,

Оформление раздевалки с использованием работ детей.

2. Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

Развивались творческие способности,

Углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

Совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

Расширился и активизировался словарный запас,

У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки поделок, рисовали, подбирали стихи и фотографии на тему проекта.

Литература:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В Солнцева и др. - СПб. ;ООО «Издательство «Детство-пресс», Издательство РГПУ им. А. И Герцена, 2014, - 321 с.

3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008

5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009

6. .Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

7. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009

8. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

Светлана Михеева

Актуальность проекта

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания» .

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой . Знания в этой сфере ребята получают постепенно, пополняя их из года в год.

Первый осенний месяц- сентябрь . Зовут его «запевалой осени » и «златоцветом» . Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников .

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом» . «Коли ясно, то и осень прекрасна » - говорит русская народная пословица.

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.

По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы.

В сентябре часто идут дожди, холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

«Осень идет , и дождь с собой ведет» (народная пословица) .

В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

Октябрь-середина осенней поры . В старину этот месяц называли «листопадом» , потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

В октябре часто идет холодный, мелкий дождь, небо заволакивают серые облака.

В народе говорят : «От осени к лету поворота нету» .

По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но характер у этого месяца переменчивый : он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз : то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и снежинки запорхают.

В октябре звери продолжают готовиться к зиме. В лесные кладовые пропитание на всю зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют.

Ноябрь - последний месяц осени . Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют лишь по-прежнему ель и сосна.

Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом» .

Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно. Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью » .

Медведь обычно перед снегопадом в берлогу залезает.

Ежик, барсук, полевая мышь попрятались в норы. Белочка не любит дождливой холодной погоды и сидит в своем теплом и сухом дупле.

Улетели перелетные птицы в теплые края. Зато в ноябре прилетают в лес клесты, открывают свои кузницы : шишки клюют-жирок куют. Ведь у клестов зимой появятся птенчики.

Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Тип проекта : информационно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта : 1 месяц

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Цель : Расширять представления детей о деревьях как представителей флоры земли, их красоте и пользе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы , обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью .

Задачи :

Расширение словарного запаса по теме «Деревья осенью » , составление описательных рассказов о деревьях, обогащение лексики яркими и красочными эпитетами, развитие монологической и диалогической речи.

Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развитие экологического мышления у детей, воспитания гуманного отношения к природе и закладывать основы экологической культуры личности.

Закрепление названий деревьев, их строение, внешние признаки.

Учить детей отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.)

Развитие семейного творчества и сотрудничества.

Предполагаемый результат :

Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период .

Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему .

Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, поделки из природных материалов, лепка) .

Чтение наизусть стихотворений об осени .

Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы , укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы реализации проекта .

Подготовительный

Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Деятельный

Реализация проекта .

Совместная и самостоятельная деятельность.

Сотрудничество с родителями.

Заключительный

Подведение итогов.

Оценить результативность проделанной работы.

Викторина

Подготовительный

Введение в тему : -

Что дети знают об осени и осенних деревьях ?

Что хотят узнать об этом?

Где можно найти материал по теме ?

Подбор методической литературы по данной теме ; разработка конспектов занятий, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе )

Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

Деятельный

Самостоятельная и совместная творческая деятельность.

Работа над проектом по плану

Проведение совместной деятельности по плану.

Заключительный

Презентация поделок, рисунков

Презентация совместных творческих работ

Проведение викторины об осени .

План осуществления проекта

Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.

Рассказ воспитателя : об осени , изменениях происходящих в природе,

умение составлять описательные рассказы, загадки о деревьях

Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать» .

Рассматривание : иллюстрации об осени .

Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка) .

Д. И. «От какого дерева лист» , игры с листочками «Дорожка из листьев» , Д/и "Загадай, мы отгадаем", "С какой ветки детки? ", "Найди дерево по семенам", "Найди лист такой, как покажу".

Ситуативный разговор : «Почему не нужно срезать и ломать ветки?» , «Как помочь раненому деревцу?» .

Д. И. «Что лишнее?» (берёза, дуб, малина) .

Учить образовывать однокоренные слова : дуб - дубрава, берёза – березняк.

Чтение рассказов и сказок по данной теме : Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень » , М. Пришвин «Листопад» , Е. Трутнева «Осень » , Н. Сладков «Осень на пороге » .

Беседа с детьми :

«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья

«Почему опасно бегать с палками?»

Беседа «О пользе деревьев для человека»

Викторина «Осень »

Рисование «Осенний лес » .

Путешествие в «Грибное царство» .

Лепка «Грибы в лесу»

Рисование с натуры «Осенние листья » .

Заучивание стихотворения И. Белоусовой «Осень »

Д/игра «Прогулка по осеннему лесу »

Цель : Закрепить название деревьев, расширение словаря детей и обучение творческому рассказыванию.

Подвижные игры : "Поймай листок", " Листопад".

Экскурсии : по участку детского сада

Раскрашивание деревьев, листьев.

Сбор природного материала - листьев, цветов, ягод.

Изготовление осенних букетов , изготовление поделок из листьев, овощей и фруктов.

Разучивание стихотворений об осени

Итоги проекта : 1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме , желание выявить, чем же интересна осень .

2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики , у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени , где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание : дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики , различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

Стали более умело передавать свои ощущения :

В своих рассказах;

В рисунках;

В музыкально-ритмических движениях.

Реализация данного проекта научила детей :

С огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности.

Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему .

Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.

Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.

Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями.

Осенние поделки детей