Психологический тренинг для родителей средней группы. Конспект психологического тренинга для родителей доу "методы семейного воспитания". Оценка развития познания

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" Октябрь 2017

Занятие № 1 «ЗНАКОМСТВО»
Цель: помочь родителям познакомиться, лучше узнать друг друга для успешного взаимодействия в дальнейшем.
Подготовка: родители приносят одно семейное фото (если папа и мама, то 2 фотографии).
ХОД
Присутствующие занимают места, образовывая один большой круг. Педагог-психолог сообщает цель тренинга, предлагает родителям быть откровен¬ными, открытыми, искренними.
Первое задание - «Знакомство»
Каждый из родителей называет себя так, как бы он хотел, чтобы к нему сегодня обращались, и записывает свое имя или имя и отчество на заранее подготовленном педагогом листе или купленном (т.н. бей-джике) и прикрепляет его к своей одежде.

ЗАНЯТИЕ № 2 «Ценности в воспитании ребёнка»

Цель: определить истинные ценности в своей жизни и помочь реализовать свои возможности в воспитании ребенка.
1.Приветствие
2.Упражнение «Мусорная корзина»
На листочках бумаги написать все те качества, которые мешают эффективно общаться с близкими людьми, и от которых хотелось бы избавиться. После того, как эти качества записали, подумать, что вы хотели бы получить взамен? Записать желаемые качества на бумаге. Бумажки с ненужными качествами выбросить в корзину, а с желаемыми качествами оставить у себя.
3.Упражнение «Шкала ценностей»
Родителям предлагается на горизонтальной прямой линии, символизирующей шкалу жизненных ценностей, отметить свои ценности, которые у них есть.
Затем, по 10 бальной системе оценить количество времени, которое они вкладывают в каждое направление:
работа быт магазин телевидение дети друзья дача.
Обсуждение этого упражнения строится вокруг таких вопросов: «Сколько времени мы уделяем детям? В каком эмоциональном состоянии мы находимся при взаимодействии? Какие чувства ребенок испытывает при общении с нами? Каких результатов мы ожидаем при таком подходе к воспитанию детей?
4.Упражнение «Будущее»
Родителям предлагается ответить на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка во взрослой жизни?» Ответы записать в столбик №1. затем заполнить столбик №2 и №3.

Ответ на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребёнка во взрослой жизни?» Личностные оценки в адрес ребёнка, в которые вы используете при общении с ним. Выражения,которые наиболее подойдут к достижению поставленной цели.
1 2 3

5.Релаксация.
1) Займите удобное положение. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, как расслабляются мышцы лица, шеи, приятная расслабленность опускается на плечи, руки. Вы чувствуете тяжесть и полную расслабленность в руках. Расслаблены мышцы спины, груди, живота, ноги неподвижно стоят на полу, они также полностью расслаблены. Во всем теле вы чувствуете приятную расслабленность. Отдыхает каждая клеточка вашего организма. Вы думаете только о приятном. Посторонние звуки для вас как шум дождя создают фон для приятного расслабления и отдыха. Приходит чувство спокойствия и радости от жизни, которая принадлежит вам.
2) В каждый последующий день Вы будете ощущать себя все более и более спокойно, уверенно. Внутреннее спокойствие будет помогать Вам взаимодействовать с Вашим ребенком, а если возникнут проблемы, то Вы будете спокойно и взвешенно решать их. Появится желание действовать и это желание появится прямо сейчас. Вы чувствуете, как от вас исходит энергия жизнелюбия, появляются новые желания, радость от самой жизни. Это чувство всегда будет с вами.
7.Прощание.

ЗАНЯТИЕ №3 «Воспитание уважительного отношения к особенностям другого человека»

Цель: воспитать уважительное отношение к особенностям другого человека, а также научиться принимать близких людей безусловно.
1.Приветствие
2.Упражнение «Разреши другому быть другим»
Большую роль в формировании личности человека играет не только отношение в семье, по также и врожденные особенности, с которыми ребенок появляется па свет. Таких особенностей девять, при воспитании необходимо их учитывать, и ни в коем случае не стараться их изменить, а тем более не обвинять ребенка за их проявление.
1)Родителям предлагается список врожденных качеств, с которыми ребенок рождается.
Анализируя и учитывая эти качества, родители составляют индивидуальный портрет своего ребенка с конкретными примерами различных проявлений.
Уровень активности (степень наследственной моторной активности, которая определяет активным или пассивным будет ребенок).
Ритмичность (регулярность или не регулярность таких функций, как голод, тип питания,
выделений, ритм цикла сон - бодрствование).
Приближение или удаление (тип естественной реакции ребенка па такие стимулы, как-
незнакомая еда. игрушка или человек).
Приспособлясмость (скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды)
Интенсивность (количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроения).
Порог реактивности (уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы
проявилась нужная реакция).
Качество настроения (преобладание положительного настроя, проявляемого как радостный, приятный, веселый, дружелюбный характер в противовес отрицательному, который проявляется как неприятный, капризный, крикливый, недоброжелательный характер).
Способность отвлекаться (характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения).
Интервал внимания и настойчивости (продолжительность времени, в течении которою ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий).
2) Выписать в столбик те качества ребенка, которые не устраивают родителей, а рядом с каждым таким качеством написать позитивную интерпретацию этого же качества, т.е. что хорошего в этом проявлении и где это можно использовать? Например, упрямство, вместо отрицательной общепринятой интерпретации, представить это качество как способность сказать «нет», возразить авторитетам.
3) После того, как все качества будут позитивно интерпретированы, необходимо написать новый портрет ребенка.
4) Сравнить эти два описания, и выбрать какой больше нравится. Посмотрите на ребенка по-другому и разрешите ему быть другим.
3.Упражнение «Стать лучше»
1. На чистом листе бумаги опишите себя:
* внешний вид;
* черты характера;
* способности;
* знания;
* умения;
* что вы делаете такого, что делать нельзя (всякие нарушения).
2. На другом листе напишите то же, но чуть-чуть приукрашая свои достоинства. Оставьте себе второй лист и перечитывайте его. Улучшать свой портрет всегда полезно!
4.Упражнение «Безусловное принятие»
В уже знакомом расслабленном состоянии
Представьте себе одного за другим всех знакомых людей - родителей, мужа детей, друзей. Скажите каждому из них: «я люблю тебя, безусловно, я принимаю тебя таким, какой ты есть».
Найдите среди знакомых вам людей, которым вы не можете сказать этого. Вспомните людей, которые, по вашему мнению, недостойны вашей поддержки, у которого вы не видите сильных сторон, которых вы не можете принять и любить безусловно. Постарайтесь понять, что именно ме¬шает вам, какие требования вы предъявляете ему, при каких условиях вы могли бы сказать ему: «я принимаю тебя таким, какой ты есть».
Теперь поставьте себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он критикует вас или плохо относится к вам? Что происходит в жизни этого человека, когда он общается с вами? Понимает ли он те условия и требования, которые вы ему выставляете? Скажите ему слова: «я прощаю тебя за... и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть».
Обсуждение: Много ли вы обнаружили людей, которых не можете любить безусловно?
5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ №4 «Активно слушать – лучше понимать детей »

ЗАНЯТИЕ №5 «Чувства в ситуации удача-неудача»

Цель: научиться лучше понимать чувства ребенка.
1.Приветствие
2..Упражнение «Пойми меня правильно»
Упражнение выполняется в парах.
Часть 1. Партнер А рассказывает о ситуации, где он был не на высоте, (например, не справился во время с отчетом на работе или резко отреагировал на поступок ребенка, что привело к конфликтной ситуации в семье).
Партнер Б реагирует, при этом использует выражение:
«Я тысячу раз говорил тебе, что...»
«Сколько раз тебе повторять...»
«Неужели тебе трудно запомнить, что...»
«Ты такая же, как твоя мама (папа)...»
Через 5 минут поменяться ролями.
Часть 2. Партнер А рассказывает ту же ситуацию, а партнер Б реагирует, используя следующие выражения:
«Расскажи подробнее, как это произошло?»
«Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения: Что ты собираешься делать?»
«Чем я могу тебе помочь?»
«Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?»
В обсуждении этого упражнения большое внимание уделить чувствам, которые испытывали участники в первом случае и во втором. Затем выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми.
3. Упражнение «Любимые мои дела»
Устройтесь поудобней. Закройте глаза (расслабление но той же схеме)
...Представьте себе, что вы оказались в своем детстве. Перед вами ребенок 5-6 лет. Посмотрите внимательно как он выглядит этот маленький человек: в чем одет, какая обстановка вокруг. Войдите в этот образ ребенка и представьте себе, что вы что-то делаете: может быть, рисуете, лепите, шьете кукле платье или еще что-то... Вы увлечены этим делом, вам интересно заниматься любимым занятием. Вот к вам подходит кто-то из взрослых людей и оценивает вашу работу. Прислушайтесь к словам, которые звучат из уст взрослого человека, и своим чувствам, которые воз¬никли у вас в связи с этой оценкой...
Эти чувства останутся там, в детстве, а мы будем постепенно возвращаться в настоящее время.
Я буду считать от 5 до 1, с каждым счетом вы будете чувствовать приближение реальности, вместе с этим прилив бодрости, энергии. На счет 1 откройте глаза.
В обсуждении этого упражнения важно определить внимание на то:
1) Каким делом был занят ребенок?
2) Позитивную или негативную оценку получил ребенок за свой труд?
3) Став взрослым человеком, сохранился ли интерес к тому делу, которым он занимался в детстве?
4) Обсудить значение собственных оценок в адрес ребенка, когда он чем-то занят, при этом большое значение уделить положительному эффекту позитивной оценки для развития интереса к разным видам деятельности.
4.Родители пишут «Историю своего успеха», после прохождения первого цикла занятий в группе «Тренинга родительско-детских отношений».
5.Психолог раздает памятки с кратким содержанием основных тем. которые обсуждались на занятиях и к которым родители могут обратиться в любое время. Это поможет им вспомнить информацию и ощутить атмосферу тренинга при взаимодействии в семье.

Цель:

Задачи:

Участники

Продолжительность занятия 1 час

Материал:

  1. Приветствие.
  2. Сообщение темы. Теория.
  3. Беседа.
  4. Упражнение «Мостик».
  5. Релаксация «Погодный массаж».
  6. Упражнение «Кукла».
  7. Видео
  8. «Дерево»
  9. Раздача рекомендаций.

Ход тренинга.

Упражнение «Бусы».

Психолог:

Давайте познакомимся, у каждого из вас лежит по бисеру. У меня в руках нить, по кругу мы будем передавать нить, а вы в свою очередь нанизываете бусинку, при этом говорите пример: Здравствуйте, меня зовут... Оксана Валентиновна - психолог ясли - сада…У меня сын или дочь+, его или ее зовут……Ей …..лет» (подписания бейджиков)

2. Обсуждение: «Правила работы в группе »:

  • открытое общение
  • активность
  • безоценочные суждения
  • добровольное участие
  • здесь и сейчас

3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга »:

  • стремление к сотрудничеству

Сообщение темы:

Слайд 2 Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом приводящим к: Позитивным результатам (адаптированность) Негативным (стресс) Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6 Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки: самостоятельно есть разнообразную пищу; своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок; мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком; Перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения; С персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).

Слайд 7 В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации: Устройство лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов (это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом); В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала; В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада; В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы; Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек; Советы родителям

Слайд 8 Признаки успешной адаптации малыша в д/с: Нормальный сон(засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне; Хороший аппетит; Нормальное поведение, дома ведет себя обычно - не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.; Нормальное настроение, легко просыпается утром; Желание идти в детский сад.

Слайд 9 Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с: Слишком сильная зависимость ребенка от мамы; Чрезмерная тревожность родителей; Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу; Воспитание ребенка в духе вседозволенности; Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т.п.; Болезненность малыша; Несоблюдение режима дня дома

Слайд 10 Признаки дезадаптации: Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или начинает писаться в кровати; Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе; Появление вялости, капризности; Появление агрессивности, часто меняется настроение; Ребенок стал чаще болеть

Слайд 11 Помните всегда: От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут". По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для вашего малыша

  1. Наблюдение в течение дня.

В октябре, когда процесс адаптации практически завершен, мной будут сформирована группа детей со средним и тяжелым уровнем адаптации. Для данных детей разработан ряд коррекционных занятий по методике арт - терапия «Игры с песком».

Обсуждение:

Упражнение «Мостик»

Инструкция: На полу лежит из материала узкая дорожка, «мостик», по которому с разных сторон навстречу друг другу должны пройти два человека. Внизу река, а мостик настолько узок, что по нему свободно может пройти только один человек. Психолог задаёт в этой ситуации вопрос: «Как поведёте себя вы, встретившись с другим человеком на середине мостика? ». Родители должны показать, как они будут действовать в данной ситуации (возможные варианты: один может присесть, другой — перешагнуть через него; один может вернуться и подождать, пока свободно пройдёт другой и т. д.)

Участники тренинга становятся друг за другом. Объект - спина впереди стоящего человека. По указанию психолога, родители выполняют движения на спине.

Мелкий дождь - легкое постукивание подушечками пальцев по спине.

Ливень - движение пальцев внизу вверх.

Сильный дождь - постукивание усиливается.

Ураган - потрести спину слегка

Ветер - круговые движения по спине.

Солнце - поглаживание по спине.

Упражнение «Кукла» .

Обсуждение.

«Дерево»

Перед вами рисунок яблони, но дерево без яблочек. Дерево - это наш детский сад. У вас на столах лежат яблочки, напишите на них ваши предложения для создания еще более благоприятных условий в развитии нашей большой семьи под названием - детский сад.

14. Прощание при свече :

Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья!

Просмотр содержимого документа
«тренинг с родителями "Детский сад глазами ребенка в период адаптации"»

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми раннего возраста. Осознание родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с ребёнком, создание ситуации сотрудничества, развитие творческого потенциала.

Задачи:

    усиление способности родителей к пониманию ребенка в адаптационный период.

    изменение неадекватных родительских позиций;

    оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Участники : родители групп раннего возраста.

Продолжительность занятия 1 час

Материал: бумага, карандаши, кукла, разноцветные ленты, свеча, картинки

    Приветствие.

    Знакомство (подписание имен на бейджиках).

    Сообщение темы. Теория.

    Мозговой штурм «Процесс адаптации из личного опыта».

    Упражнение «Мостик».

    Релаксация «Погодный массаж».

    Упражнение «Кукла».

    «Дерево»

    Рефлексия «Прощание при свече».

Ход тренинга.

1.Приветствие и знакомство участников :

Упражнение «Бусы».

Материал: нить, бисер по количеству присутствующих.

Психолог:

Давайте познакомимся, у каждого из вас лежит по бисеру. У меня в руках нить, по кругу мы будем передавать нить, а вы в свою очередь нанизываете бусинку, при этом говорите пример: Здравствуйте, меня зовут... Оксана Валентиновна – психолог ясли – сада…У меня сын или дочь+, его или ее зовут……Ей …..лет» (подписания бейджиков)

Вот у нас в итоге получились красивые бусы. Эти бусы в течение всего совместно проведенного времени будут являться неким символом сплоченности, единства, взаимопонимания.

2. Обсуждение: «Правила работы в группе »:

    открытое общение

    активность

    безоценочные суждения

    добровольное участие

    здесь и сейчас

3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга »:

    правило 3 П: принятие, признание, понимание

    стремление к сотрудничеству

Сообщение темы:

«Детский сад глазами ребенка в период адаптации».

Слайд 2
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом приводящим к: Позитивным результатам (адаптированность) Негативным (стресс) Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6
Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки: самостоятельно есть разнообразную пищу; своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок; мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком; Перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения; С персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).

Слайд 7
В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации: Устройство лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов (это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом); В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала; В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада; В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы; Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек; Советы родителям

Слайд 8
Признаки успешной адаптации малыша в д/с: Нормальный сон(засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне; Хороший аппетит; Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.; Нормальное настроение, легко просыпается утром; Желание идти в детский сад.

Слайд 9
Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с: Слишком сильная зависимость ребенка от мамы; Чрезмерная тревожность родителей; Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу; Воспитание ребенка в духе вседозволенности; Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т.п.; Болезненность малыша; Несоблюдение режима дня дома

Слайд 10
Признаки дезадаптации: Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или начинает писаться в кровати; Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе; Появление вялости, капризности; Появление агрессивности, часто меняется настроение; Ребенок стал чаще болеть

Слайд 11
Помните всегда: От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут". По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для вашего малыша

Мной как психологом ведется активная работа для успешного и комфортного пребывания ребенка в детском саду:

    Наблюдение в течение дня.

    Ведение листа адаптации, в котором отмечается настроение ребенка, прием пищи, общение с детьми и взрослыми.

    Консультации по запросу родителей.

    Коррекционные занятия с детьми (песочная терапия).

В октябре, когда процесс адаптации практически завершен, мной будут сформирована группа детей со средним и тяжелым уровнем адаптации. Для данных детей разработан ряд коррекционных занятий по методике арт – терапия «Игры с песком».

Обсуждение:

«Что бы вы из личного опыта рассказали об адаптации вашего ребенка».

Упражнение «Мостик»

Инструкция: На полу лежит из материала узкая дорожка, «мостик», по которому с разных сторон навстречу друг другу должны пройти два человека. Внизу река, а мостик настолько узок, что по нему свободно может пройти только один человек. Психолог задаёт в этой ситуации вопрос: «Как поведёте себя вы, встретившись с другим человеком на середине мостика? ». Родители должны показать, как они будут действовать в данной ситуации (возможные варианты: один может присесть, другой - перешагнуть через него; один может вернуться и подождать, пока свободно пройдёт другой и т. д.)

При любых конфликтных ситуациях можно найти выход.

Релаксация «Погодный массаж».

Участники тренинга становятся друг за другом. Объект – спина впереди стоящего человека. По указанию психолога, родители выполняют движения на спине.

Мелкий дождь – легкое постукивание подушечками пальцев по спине.

Ливень – движение пальцев внизу вверх.

Сильный дождь – постукивание усиливается.

Ураган – потрести спину слегка

Ветер – круговые движения по спине.

Солнце – поглаживание по спине.

Упражнение «Кукла» .

Посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: «Нельзя!». И представить на месте этой куклы своего ребенка.

(Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцами и т.д. В это время ведущий перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.) Посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы «связываем» наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций.

Видео «Жизнь ребенка в детском саду».

Обсуждение.

«Дерево»

Перед вами рисунок яблони, но дерево без яблочек. Дерево – это наш детский сад. У вас на столах лежат яблочки, напишите на них ваши предложения для создания еще более благоприятных условий в развитии нашей большой семьи под названием – детский сад.

14. Прощание при свече :

Свеча идет по кругу от родителя к родителю, при этом каждый участник говорит свое пожелание другим в воспитании ребенка.

« Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім болімінің№ 3 бөбекжай – бақшасы» МКҚҚ

ГККП «ясли – сад№ 3 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»

Жантаушы: Бабий О.В.

Психолог: Бабий О.В.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

«Опыт работы по использованию мини- тренингов, как

технологии организации взаимодействия

дошкольного образовательного учреждения с семьёй»

Ивановой Ольги Сергеевны

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

« МДОУ №14 « Солнышко»

Дошкольное детство- уникальный период в жизни человека. Это период, когда формируется здоровье, осуществляется всестороннее развитие личности.

Именно в этот период у человека формируется самосознание, устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы, закладываются первые представления о самом себе, окружающей его действительности.

Семья и детский сад- две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но, как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только тем, чтобы ребёнок был сыт, одет, считают, что детский сад- это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе. И мы- педагоги, часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями. Как сложно бывает достучаться до таких мам и пап! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, с ним надо общаться, и развивать в нём умение общаться с окружающими, надо учить ребёнка думать, размышлять.

В соответствии с законом « Об образовании» , « Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», « ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного всестороннего развития ребёнка».

Меняются времена, нравы, семимильными шагами двигается вперёд научно- технический прогресс. Но во все времена главной, неизменной ценностью остаётся- семья.

В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, родителя часто испытывают трудности в воспитании детей и из-за этого допускают ошибки в воспитании, что, несомненно, отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих детей.

Большая часть семей своих детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуя моделям поведения своих родителей, перекладывая воспитание на детский сад, потом школу, часто не зная, что и как надо делать для воспитания детей в семье.

Для решения возникшей проблемы передо мной встала необходимость поиска новых форм работы с семьёй, так как традиционные методы не всегда эффективны.

Целью моей работы является:

Поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;

Создание единого пространства « Детский сад и семья».

В своей работе я использую многие формы работы с родителями. На мой взгляд, наиболее эффективными являются те формы и методы, которые на практике помогают родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать наиболее удачные, помогают исправить ошибки в воспитании детей, приобрести опыт общения с ними.

Это тематические часы;

Пятнадцатиминутки;

Семинары- практикумы;

Круглые столы;

Вечера вопросов и ответов;

Дни открытых дверей;

Вечера отдыха;

Творческие конкурсы и выставки;

Семейные спортивные и интеллектуальные состязания;

Утренники;

Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, является использование мини- тренингов.

Хочу привести в качестве примера один из таких мини- тренингов, целью которого является:

Повышение эффективности взаимодействия родителей с детьми.

Этот мини- тренинг может стать частью родительского собрания.

Мини- тренинг с родителями.

(Воспитатель обращается к родителям)

Любой тренинг начинается с приветствия. Не будем изменять традиции.

1.Начнём с приветствия « Встаньте те…».

Его цель- создание оптимистического настроения и настроя на активное взаимодействие.

Также это упражнение поможет нам познакомиться с вашими детьми и вами. Я буду задавать вопросы, а встанут только те, чей ответ соответствует действительности.

« Встаньте те…»:

У кого есть сын;

Сын и дочь;

2 дочери;

2 сына и т.д.

(зависит от состава семей)

Чей ребёнок имеет голубые глаза;

А теперь встаньте те, чьи дети кареглазые;

Есть родители, у кого дети имеют серый цвет глаз;

У кого дети любят бананы;

Манную кашу;

Чей ребёнок любит мыть посуду;

Встаньте те, кто в детстве хотел быть космонавтом, врачом;

Может быть кто- то хотел быть поваром;

Мечтал стать педагогом;

Встаньте те, кто верит в Деда Мороза.

Вот мы и узнали немного о ваших детях и о Вас.

2.Очень часто получается так, что с работы мы - родители, часто приходим с плохим настроением, раздражёнными, озлобленными. И заложниками этого плохого настроения становятся наши дети.

Предлагаю упражнение « Лопайся пузырь».

Оно поможет освободиться от гнева, негативных эмоций.

Возьмите воздушный шарик. Надувая, наполните его всем тем плохим, что испортило Вам настроение.

Вы готовы отпустить свою злость, раздражительность, все плохие эмоции, готовы от них избавиться?

Кто готов, произнесите: « Я отпускаю свои негативные эмоции» и выпустите воздух из шарика.

3.От негативных эмоций все освободились, никто не пожелал с ними остаться и теперь с хорошим настроением продолжаем.

Предлагаю упражнение- аукцион « Назови ласково».

Цель: стимулирование родителей на употребление ласковых слов в обращении с детьми.

Возьмите карточку с цифрой. Встаньте в круг.

Каждый из вас, если знает ласковое обращение к ребёнку, быстро, как на аукционе, поднимает карточку и получает право на ответ.

И так начнём.

(воспитатель, как на аукционе торопит участников)

Победитель встаёт в центр круга, остальные участники говорят добрые пожелания победителю. Победитель получает сладкий приз (например чупа- чупс).

4. А теперь « Блиц- опрос».

Я задаю вопрос, вы, передавая игрушку, быстро отвечаете, давая 3 ответа каждый:

Какой ваш ребёнок.

Дайте 3 качества своему ребёнку, начиная ответ со слов: « Мой ребёнок…»

Мой ребёнок любит (тоже 3ответа)

Я мечтаю, что мой ребёнок станет…

Что я ожидаю от своего ребёнка?

Вы рассказали о своих ожиданиях от ваших детей, но истина гласит:

Ребёнок не обязан оправдывать ожидания своих родителей. Это часто ваши нереализованные желания. Ребёнка надо принять таким, какой он есть, дать ему возможность быть самим собой и идти своим путём.

Словами мудрого поэта я хочу сказать:

Ваши дети- это не Ваши дети:

Они сыновья и дочери самой жизни.

Они пришли посредством Вас, но не от Вас.

И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.

Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.

Вы можете дать им кров их телам, но не душам,

Потому что души живут в завтрашнем доме,

Который Вы можете посетить даже в Ваших мечтах,

Вы можете стремиться быть такими, как они,

Но не стремиться сделать их такими, как Вы,

Потому что жизнь не движется назад

И не задерживается в завтрашнем дне.

Что бы Вам наша сегодняшняя встреча запомнилась, я хочу предложить Вам памятку, которая поможет Вам в воспитании ваших детей.

Памятка для родителей.

9 заповедей для родителей.

1.Если ребёнка постоянно критикуют, он учит ненавидеть.

2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

Некоторые советы при воспитании:

1. Не ждите, что ребёнок будет таким, как Вы хотите.

Помогите ему стать самим собой.

2. Не вымещайте на ребёнке свои обиды.

3. Не относитесь к его проблемам свысока.

4. Не унижайте никогда.

5. Умейте любить не только своего, но и чужого ребёнка.

6. Любите своего ребёнка неталантливым, неудачным, слабым.

Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с вами.

Помните!

Ребёнок ждёт от Вас: нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил, назойливой передачи опыта, контроля за выполнением правил, диктата, управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений.

Конспект родительского собрания «Учимся играть без игрушек»

Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально – коммуникативное развитие»: развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, развитие социально-психологического и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности с семьей.
«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений о природе, бросовом и природном материале, их свойствах, а также о способах их использования.

Задачи ОО в интеграции:

«Физическое развитие»: способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Задачи в работе с родителями:

Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семье, воспитывать чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи, развивать выдержку, внимание, дисциплинированность и организованность;
поддерживать желание родителей активно участвовать в жизни своего ребенка и детского сада;
познакомить родителей и детей с приемами саморегуляции;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических способностях;
повышать педагогическую компетентность родителей воспитанников по проблемам воспитания и обучения детей, а также способах развития и воспитания детей через взаимодействие и совместную игровую и продуктивную деятельность.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе.

Оборудование: магнитофон с музыкальным сопровождением:
- Музыка «Приветствие», музыка из мультфильма «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек…», «Уи-уаа..», «Люблю я макароны…», «Звуки леса…», «Танец Лавата»;
- Сказка на новый лад «Колобок»;
- Аудиосказка «Жил человек рассеянный на улице Басеиной…»;
- Мультимедийное оборудование с ноутбуком с презентацией на тему «Играем без игрушек»;
- Столы (один стол на две семьи);
- Тарелочка – 3шт. на каждого ребенка, на первой – стаканчик с палочками и трубочками для сока, крышки, баночки из-под йогурта, стаканчики, ракушки, на второй - нитки, макароны, на третьей - шишки, желуди, палочки, семена;
- раскраска-распечатка (с героем мультипликационных фильмов) на каждого ребенка, набор карандашей;
- Костюмы для героев сказки «Колобок»;
- Выставка поделок из макарон и бросового и природного материала;
- Бэйджики для родителей, педагога.

Предварительная работа

С педагогами:
Анализ литературы и интернет ресурса;
Планирование и разработка конкурсных мероприятий;
Составление сценария конкурса;
Оформление афиши на сайте ДОУ;
Оформление пригласительных открыток на конкурс.
С родителями:
Съемка видеоролика и фотографии.
С детьми:
Чтение художественных произведений;
Мастер классы по изготовлению поделок и аппликаций;
Рассматривание выставок, поделок.

Ход тренинга:

1. Приветствие родителей.
Музыка «Приветствие»

Ведущий: Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в очередной раз на родительском собрании в нашем детском саду!
Собрание наше будет не обычное!
Здесь я не буду рассказывать вам об особенностях развития ваших малышей, давать вам советы и рекомендации, сегодня хозяевами и творцами будете вы!
Дело в том, что наступает летний сезон – опасный во всех отношениях, так как много времени мы с детьми проводим на улице – на речке, в лесу, на даче, и поэтому необходимо усилить контроль за детьми, со стороны нас – взрослых, и, конечно же, родителей!
А чтобы интересно, с пользой для ребенка и для вас, его провести, мы устроили этот вечер!

Где вы проявите свою находчивость, творчество и фантазию! Воплотите все это в реальность, и тем самым, займете своих детей и научите их применять полученные знания и умения в жизни!
2. Наш вечер называется «Играем без игрушек»!
Итак, сейчас мы с вами сейчас разыграем несколько ситуаций, в которых вы можете оказаться вместе с детьми!
1. Итак, первая ситуация – «С мамой мы пришли на пляж», и, к сожалению, не взяли ни одной игрушки!
Что делать? Подсказка – рисовать палочкой на песке.
Музыка и мультфильма «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек…»



А еще Вам предлагается, так называемый бросовый материал – крышки, трубочки из-под сока, баночки из-под йогурта, стаканчики, ракушки и т.д.
ИГРАЕМ!




2. Итак, вторая ситуация – «Пришли к бабушке в гости» - а там, бабушка делала генеральную уборку и куда-то спрятала все игрушки!
Что есть у бабушки? Подсказка – бабушка очень любит вязать!
& Музыка «Уи-уаа..»
Вам предлагается взять нитки и из них что-то смастерить и сконструировать!
ИГРАЕМ!


А ещё любимая бабушка любит баловать своих внучат любимыми макаронами – можно использовать и их!
Музыка «Люблю я макароны…»
ИГРАЕМ!




3. Третья ситуация – «Пришли в лес». А здесь такая красота! И столько природного материала – шишки, желуди, палочки, семена и т.д. Из них можно сделать поделку «Лесовичка», «Русалки», «Лешего» и т.д.
Музыка «Звуки леса…»
ИГРАЕМ!




4. Четвертая ситуация – «Остались с папой». А у папы футбол по телевизору или любимый детектив! Что делать? Как себя не ущемить и за ребенком посмотреть? Папы включают по компьютеру аудиосказки и распечатывают любимую раскраску своего ребенка!
Аудиосказка «Жил человек рассеянный на улице Басеиной…»
ИГРАЕМ!


Итак, вы просто МОЛОДЦЫ! Здорово справились с заданием!
Теперь нам необходимо размяться и научить маму с папой танцевать веселый танец «Лавата»!
Музыка «Танец Лавата»


Ну а теперь время отдохнуть малышам и приобщить их к искусству! Сейчас ваши мамы и папы покажут вам сказку – «Колобок»!(распределяются роли жеребьёвкой и родители одевают атрибуты к сказке)
Сказка на новый лад «Колобок»


На этом наш вечер игр без игрушек заканчивается! Спасибо ВСЕМ!
А я хочу вам на прощание прочитать стихотворение Эдуарда Асадова:

Берегите своих детей!
Их за шалости не ругайте!
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте!

Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились!

Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка,

Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите –
Это счастье! Короткий миг
Быть счастливыми поспешите!

Ведь растают, как снег весной,
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие ваши дети!

Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе!

Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство!