Коллекционирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста. Тема: Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников Проект "Новый год стучится в двери" Участники проекта: дети подготовительной группы, в

Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников - страница №1/1

Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников

Н.Ю. Немцева

В каком бы возрасте не находился ребенок от его «зачем» и «почему» взрослым нет покоя. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

Мы взрослые должны постоянно удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях, развивать в детях активность к познанию нового.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами.

Настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных программ показал, что в условиях внедрения новых федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе, коллекционирование как вид детской деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников, становится все более актуальным. В программе «Детство», по которой работает наш детский сад, обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н. Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что «дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании». Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором «могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал».

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в условиях обновления содержания воспитательно-образовательной деятельности при реализации ФГТ. В рамках проведения тематической недели мы вместе обсуждали, какие коллекции будем создавать вместе, с какими семейными коллекциями познакомимся.

Почему именно коллекционирование стало темой нашего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.

Во-вторых, в детстве, наверное, каждый из нас увлекался коллекционированием. Как и многие дети, мы собирали марки, открытки, календари с самыми различными сюжетами, фантики от шоколадок. У меня есть дети и от моих «коллекций» мало что осталось. Но, однажды, забирая дочку из детского сада остановилась с ней возле детей своей группы. А Прасковья взяла с собой остатки моей коллекции оберток от шоколадок и дети попросили показать, что там у нее. Они рассматривали старые обертки и очень удивились, когда я сказала, что собирала их я. На другой день я была засыпана вопросами: что, где, когда я собирала, куда это все делось. Затем дети начали приносить свои коллекции.

Дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.

Новый всплеск нашего увлечения коллекционированием совпал по времени с реализацией ФГТ в современной образовательной деятельности детского сад. С детьми мы начали собирать гербарии. Но однажды получилась так, что на экскурсии за территорией детского сада один из детей подобрал камешек. Во время прогулки все мы с удовольствием рассматривали его необычную окраску. Обыкновенная галька вызвала необыкновенный интерес. Затем одна из девочек робко сказала, что у нее дома есть то же красивый камешек, который они с родителями привезли с морского побережья. И понеслось, а в случае с нашими камнями можно сказать посыпалось. Собиранием камней увлеклись дети нашей группы, их родители, да и мы, педагоги не отставали от детей по части собирания и рассматривания камней.

Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из камней и ракушек. Собирая эту коллекцию, мы закрепили с детьми названия животных, которые имеют раковины-дома, уточнили места их обитания, использовали экспонаты коллекции непосредственно в образовательной деятельности для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета (детям предлагались игры «Кого не стало», «Четвертый лишний», «Кто на каком месте стоит» и др.).

Во время прогулок, в игровой деятельности, представили с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Проводя «раскопки» вместе с детьми обнаружили несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие? Вечером прочитали с детьми сказку «Хозяйка медной горы», после этого стали называть нашу коллекцию «Сокровища из Малахитовой шкатулки». Наша коллекция пополнялась после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море.

В сад теперь дети шли в сопровождении пап, по большей части, и несли новые экспонаты для нашей коллекции.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Я предложила нам с детьми провести интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.

Но коллекционирование – это не стихийная деятельность, им надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь следующих образовательных областей «Познание», «Труд», «Художественное творчество».

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Развитие познавательного интереса способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди возможных средств развития познавательного интереса дошкольников особого внимания заслуживает коллекционирование. Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников. Эта тема актуальна в наше время, так как в процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». А также этот вид деятельности имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей. Дети всегда пытливы и любознательны, часто, практически постоянно, задают взрослым множество вопросов. Зачастую об интересных им вещах, которые кажутся для них необычными, новыми или просто чудными.

Психолого-педагогический анализ литературы показывает, что исследователи познавательные интересы детей связывают с их познавательной активностью, и относят в особую область интересов человека. По мнению П.Ф. Захаревич, П.К. Постниковой, А.И. Сорокиной, Г.И. Щукиной «сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них»». М.И.Лисина и А.М.Матюшкин разделяют точку зрения, что «познавательный интерес есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.» А.А. Люблинская подчеркивает, что в процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательных интересов и активности дошкольников. Авторы программы «Истоки» считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В «Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой, в разделе «культурно-досуговая деятельность», ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства)» В программе «Детство» обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе «большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций». С. Н. Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что «дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании». Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором «могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал .

У ребёнка формируется истинный интерес к окружающей среде, эмоциональное отношение к окружающему в процессе коллекционирования. Когда человек чем-то интересуется, удовлетворяется познанием этого объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост детского интереса безграничен. Творческая личность развивается, если существует стойкий интерес. Когда ребенок чем - либо интересуется, у него появляется желание лучше изучить этот предмет, узнать о нём больше. Взрослые должны внимательно относиться к увлечениям их детей, а также поддерживать их, развивать - это важный фактор для формирования познавательной активности дошкольника.

Предметы, являющиеся объектами коллекции, должны быть осязаемыми и реальными. Например, можно использовать открытки, картинки, фотографии, изображения людей, игрушки, печатные издания. Можно выделить в отдельную группу экспонаты, выполненные своими руками детьми вместе со взрослыми. Сюда могут включаться такие детские изделия, как рисунки, поделки своими руками, книжки и коллажи. Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования: книжки, открытки, магнитики с картинками, листья и цветочки для гербария, модельки машин, диски с песнями и т.п. Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.

Познавательный интерес в процессе развития детей дошкольного возраста проявляется многозначно. Можно выделить следующие его особенности. Во-первых, он выступает как средство живого и увлекающего ребенка обучения. Во-вторых, как сильный мотив к интеллектуальной и длительной познавательной деятельности. В-третьих, как предпосылка формирования готовности личности к дальнейшему образованию. Условия развития познавательного интереса - это исследовательские и практические действия ребенка. Важное и первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями .

Таким образом, познавательный интерес является обширным и многогранным понятием. Благодаря ему человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач; у человека создается уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. Формирование и развитие познавательного интереса часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.


Актуальность В старшем возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Почему? Во- первых, это из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. Современные дети коллекционируют наклейки, фишки, продаются они набором, в основном они Китайского производства и герои мультфильмов тоже зарубежные, потерялся интерес к Российским предметам, вообще к самому коллекционированию. Коллекционирование – это всегда поиск, а не покупка готового набора.




Задачи: Расширять кругозор, развивать познавательную активность; Развивать внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать; Приучать ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом; Развивать творческий потенциал, любознательность.










Планируемый результат Повышение продуктивности интеллектуальной деятельности дошкольников. Формирование креативности, самостоятельности дошкольников, интегративных качеств личности. Формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Воспитание культуры познания.




Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Задачи: - показать детям значимость движения для здоровья, пользе подвижных игр и занятий спортом; - знакомить дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры; - расширять у детей представление и знание о разных видах спорта; - развивать физические качества и формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников; развивать умение самостоятельно организовывать разные по степени подвижности игры и выполнять упражнения; содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания;


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Октябрь Тема: «В здоровом теле - здоровый дух» Беседа: «Наше здоровье в наших руках». Заучивание пословиц о здоровье Подвижная игра: «Проведи мяч точно по дорожке». Беседа о вредных привычках. Ситуация: «Что будет, если…». Эстафета «Передал, садись». Ноябрь Тема: «Двигайся больше, проживешь дольше» Беседа: «Кто спортом занимается». Рисование: «Дети делают зарядку». Беседа о футболе. Малоподвижная игра: «Футбол» (если ведущий поднимает красный флажок, дети кричат гол, синий – мимо, 2 флажка- штанга). Игра: «Забрось мяч в обруч».


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. декабрь Тема: «Зимние виды спорта» Беседа о зимнем виде спорта хоккее. Подвижная игра: «Загони льдинку». Игра: «Стоп – замри, фигуру покажи». Беседа о лыжном виде спорта. Загадки об инвентаре для зимних видов спорта. Январь Беседа о фигурном катании. Беседа: «Зимние виды спорта». Рассматривание значков, иллюстраций по теме. Пантомима на тему: «Мой любимый зимний вид спорта». Подвижная игра: «Ударь мяч и догони» (дети ударяют мяч ногой, догоняют его и возвращаются на место). Загадки про зимние виды спорта.


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Февраль Тема: «Все спортом занимаются» Рассказ воспитателя о безопасном поведении зимой. Чтение О.Высотская: «На санках. К.Утробина: «Все спортом занимаются». Беседа об истории Олимпиады. Рассматривание значков, иллюстраций по теме. Дидактическая игра: «Назови спорт по показу». Презентация: «Зимние виды спорта». Март Тема: «Движение + движение = жизнь Беседа: «Художественная гимнастика». Дидактическая игра: «Собери рюкзак для гимнастки». Рисование: «Мы видели выступление гимнасток». Подвижная игра: «Ловишки с ленточкой». Про баскетбол Подвижная игра: «Прокати мяч между кеглями» Рисование на тему баскетбол.


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Апрель Тема: «Летние виды спорта» Велоспорт. Рассматривание иллюстраций, значков по теме. Правила безопасности езды на велосипеде. Рисование на тему: «У меня есть велосипед». Чтение стихотворения: «Велосипедист». Дидактическая игра: «Найди, что нужно велосипедисту». Бадминтон. Изучение правил игры. Игра: «Найди картинку про бадминтон». Рисование на тему: «Бадминтон». Подвижная игра: «Попади воланом в корзинку». Май. Тема: «Чтобы крепким и здоровым быть, надо спорт всем полюбить» Дидактическая игра: «Угадай вид спорта». Презентация: «Летние виды спорта» Выставка детских работ: «Мы со спортом дружим».


Планируемые результаты по кружковой работе: «Его величество - спорт» Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры; Сформирована потребность в двигательной активности; Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни; Имеет сформированные представления о значении двигательной активности в жизни человека.

Елена Заяц
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования

Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас : исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей . Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование .

Занимаясь проблемой познавательного развития старших дошкольников я изучила статью академика И. П. Павлова «Рефлекс цели» , в своей статье он отметил : «Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Ведь коллекционировать можно всё , пустяки, как и всё важное и великое в жизни». Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в образовательной области «Познание » , проведя наблюдения за детьми и диагностику с помощью подобранных мною методик, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в :

1. систематизации и обобщении предметов и явлений;

2. анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

3. многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

4. видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей . Оно расширяет кругозор детей , развивает их познавательную активность . В , далее получаемая информация систематизируется и формируется коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Именно это помогло мне определить тему моей работы : «Развитие познавательных способностей через коллекционирование ».

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами :

1. Принцип доступности. Учитываю особенности психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста .

2. Принцип систематичности и последовательности. Разработала перспективный план непосредственной деятельности с детьми, перспективный план тематических выставок.

3. Принцип научности. Руководствуюсь в своей работе только проверенными методиками и разработками, преподношу детям научно обоснованные данные.

4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Использую в своей работе методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.

5. Принцип творческой активности. Использую приемы активизации творческой, познавательной , исследовательской активности в непосредственной деятельности с детьми.

6. Принцип наглядности. В своей работе с детьми применяю информационно коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения, подбираю материал эстетично оформленный .

7. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми . В непосредственной деятельности с детьми использую разнообразные формы работы .

Цель моей работы : развитие познавательных способностей и познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование .

Для достижения поставленной цели выделила ряд задач :

1. Изучить научно-методическую литературу, разработать содержание детских коллекций ;

2. Разработать перспективные планы по работе с детьми, перспективные планы тематических выставок;

3. Подобрать методики по определению уровня ;

4. Разработать диагностическую карту по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование ;

5. Активизировать познавательный интерес детей в процессе коллекционирования ;

6. Заинтересовать детей и родителей собиранием коллекций ;

7. Закреплять полученные навыки в других видах деятельности.

Актуальность, выбранной мной темы в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников . В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

Новизна : Коллекционирование расширяет кругозор детей , развивает их познавательную активность . В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний , далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

Ожидаемый результат : системная работа по данному направлению позволит :

Развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать;

Развить творческие способности детей ;

Развить избирательную направленность детей , их внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

Развить стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

Развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру ;

Раскрыть интересы и увлечения детей ;

Развить коммуникативные навыки, умение логически обосновывать свои мысли;

Развить интегративные качества личности .

Условия :

1. Создала предметно-развивающую среду, (собраны коллекции по темам : «Камни» , «Солдатики, военная техника» , «Киндер-игрушки» , «Открытки» , «Календарики» , «Домашние животные» , «Дикие животные» , «Природный материал» , «Бросовый материал» , положено начало коллекций «Брелоки» , «Куклы» , «Пуговицы» , «Картинки с животными» , «Картинки с птицами» , «Картинки с насекомыми» . Используются экспонаты коллекций в дидактических , сюжетно-ролевых играх, коллекции находятся в свободном доступе для детей ;

2. Разработала содержание детских коллекций (личных и совместных) ;

3. Оформила в группе уголок хранения коллекций ;

4. Разработала перспективный план тематических выставок;

Направления в работе :

1. Работа с детьми.

Работа с детьми ведется с младшего дошкольного возраста , этот период является подготовительным этапом в работе, идет выявление и накопление знаний, умений и навыков детей по теме , подбор материала. Целесообразно привлекать детей к коллекционированию со старшего дошкольного возраста (5-6 лет, так как старший возраст является наиболее сенситивным (продуктивным) периодом в развитии детей . Для системной и планомерной работы с детьми старшего возраста разработала перспективный план совместной деятельности с использованием коллекций , разработала диагностическую карту по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование , определила критерии оценки по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование . Непосредственно совместная деятельность проходит 1-2 раза в месяц в форме НОД , художественно-творческой деятельности, индивидуальной работы, самостоятельный деятельности детей . В целях профилактики мышечного и эмоционального напряжения во время деятельности использую здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики. Используемые средства : книги, коллекции , иллюстрации, дидактические игры, презентации.

2. Работа с родителями.

В целях определения отношения родителей к коллекционированию и уровня их осведомленности о коллекционировании разработала анкету , результаты анкетирования выявили, что больше половины родителей (62%) хотят, чтобы у их детей появилось полезное увлечение, многие из них в детстве сами занимались собиранием различных коллекций , 26% родителей хотели бы узнать больше информации о собирании и оформлении коллекций , 16% родителей считают коллекционирование бесполезным увлечение, они считают что дети не могут осознанно заниматься коллекционированием . Для удовлетворения запроса родителей, учитывая их интересы разработала и подобрала консультации : «Коллекции вокруг нас » , «Как хранить детские коллекции , «Детские занятия-что люди коллекционируют » , и другие. Специально для родителей оформляются выставки коллекций , фотоотчеты. Средствами работы являются : книги, коллекции , иллюстрации, материалы консультаций, выставки, фотоотчеты.

3. Работа с педагогами.

Работа с педагогами ведется в информационно -просветительном направлении – консультации : «Виды коллекционирования в детском саду » , «Что такое коллекционирование ; мастер-класс «Что можно коллекционировать с детьми , доклад на педсовете «Приемы активизации познавательного интереса детей подготовительной группы в непосредственно образовательной деятельности». Средствами работы с педагогами являются : книги, коллекции , иллюстрации, материалы консультаций, мастер - класс выставки.

Коллекционирование – одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников , позволяет углублять познавательные интересы детей . Занятие коллекционированием не требует больших материальных или физических затрат, ведь коллекционировать можно все что угодно, между тем дети, занимающие осознанным собирание чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.

Работая по данной теме, заметила, что при этом создается та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребенка . Ребенок начинает осознавать свои возможности, чувствует, что может проявить себя, привыкает к мысли, что любое проявления творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

Поэтому я и определила перспективу на будущее :

1. Продолжать использовать элементарное коллекционирование в личностно – ориентированном взаимодействии с детьми для развития познавательных способностей .

2. Добиваться творческой активности не только у детей , но и у родителей, через совместные мероприятия.

Проанализировав свой опыт работы, я пришла к следующему выводу о том, что развитие способностей через коллекционирование , действительно является доступным, интересным , результативным направлением развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста .

Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников

«Коллекционирование – это школа воли, рефлекс цели, имеющий огромное жизненное значение». Академик И.П. Павлов

Коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников. Эта тема мне очень близка, так как я постоянно сама коллекционирую, и очень актуальна в наше время. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Эта форма нетрадиционного обучения повышает интеллект дошкольников. Они учатся анализировать, исследовать, сравнивать, обобщать, обосновывать собственную точку зрения, систематизировать свои знания, учитывать причинно-следственные отношения.

Актуальность коллекционирования заключается и в том, что это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми направлений деятельности. Дошкольники всегда что-то собирают, классифицируют по разным признакам предметы, то есть они склонны к собирательству, к поиску.

«Психологи связывают познавательные интересы детей с их познавательной активностью, и относят в особую область интересов человека. По мнению П.Ф. Захаревич, П.К. Постниковой, А.И. Сорокиной, Г.И. Щукиной «сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них»» .

«М.И.Лисина и А.М.Матюшкин разделяют точку зрения, что познавательная активность есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.»

Можно отметить, что коллекционирование формирует познавательную активность старших дошкольников.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

А также этот вид деятельности имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей.

Дети всегда пытливы и любознательны, часто, практически постоянно, задают взрослым множество вопросов. Зачастую об интересных им вещах, которые кажутся для них необычными, новыми или просто чудными.

«Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Авторы программы «Истоки» считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В «Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой, в разделе «культурно-досуговая деятельность», ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства)» .

В программе «Детство» обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе «большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций» .

«С.Н.Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что «дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании». Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором «могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал» .

Авторы парциальной программы «Мы» для активизации познавательной активности дошкольников предлагают наблюдать и проводить опыты с живыми и неживыми объектами. Не следует давать советов, а тем более рекомендаций по созданию коллекций, можно использовать игры с ракушками, песком, шишками, опавшими листьями, камешками, желудями, веточками, для обогащения знаний детей предложено. .

Проанализировав эти программы видно, что в них раскрыты только темы коллекций, ну а деятельность с детьми и содержание не раскрывается. А так же мнение авторов о том, что коллекционирование доступный для дошкольников вид деятельности, расходятся.

Немногие используют коллекционирование, как форму познавательной активности. Собирание и классификация различных предметов, расширяет кругозор детей, а так же развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования у детей накапливаются знания, далее происходит процесс накопления знаний, затем информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Коллекционирование интегрируется со всеми направлениями образовательного процесса. Эту связь можно отметить как достоинство коллекционирования.

Существует такая проблема, как детский стресс, которая возникает из-за недостатка положительных эмоций, которые, очень необходимы малышам. Так вот коллекционирование может препятствовать возникновению стрессов и вызывать положительные эмоции у дошкольников. В детские сады всё чаще поступают дети с нестабильным поведением, «гипер» активные, или наоборот стеснительные, необщительные, тревожные – со всеми важно наладить взаимоотношения, а решить эту проблему можно, объединив их общим делом, которое позволит совместить интересы ребенка и взрослого. Дети влюбляются в коллекционирование, понимают его смысл, если взрослые прививают это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Ну конечно, самим коллекционированием есть необходимость управлять. Чтобы коллекционирование было полезным, необходимо систематизировать и изучить собираемое. Этот процесс влияет на расширение кругозора детей, на углубление знаний, на привитие усидчивости и аккуратности, ведёт к исследовательской деятельности. С собирания различных предметов ребёнок начинает приобщаться к миру маленьких тайн, их открытий. Взрослые не должны пренебрежительно относиться к коллекционированию, надо направить малыша, подсказать ему, объяснить. Ведь любознательность, пытливость, наблюдательность, важные черты личности, формируются, если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.

«А.А. Люблинская подчеркивает, что в процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности» .

У ребёнка формируется истинный интерес к окружающей среде, эмоциональное отношение к окружающему в процессе коллекционирования. Когда человек чем-то интересуется, удовлетворяется познанием этого объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост детского интереса безграничен. Творческая личность развивается, если существует стойкий интерес. Когда дошкольник чем либо интересуется, у него появляется желание лучше изучить этот предмет, узнать о нём больше. Взрослые должны внимательно относиться к увлечениям их детей, а также поддерживать их, развивать – это важный фактор для формирования познавательной активности дошкольника.

Коллекционирование – увлекательное дело!

И всё таки, почему именно эта форма нетрадиционного обучения, стала темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Во-первых, коллекционирование это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Дети всегда любят что-либо собирать, что-нибудь искать. У многих это желание или страсть потом исчезает, но некоторые ребята коллекционируют потом всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”.

Во-вторых, повторюсь ещё раз, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, календарики, фото с актерами кино, фантики от конфет, вкладыши от жевательных резинок, сами жевательные резинки (собираю целый год, а потом на Новый год делюсь с сёстрами и братом), значки. Сейчас у меня большая коллекция пряжи (эстетически оформлен альбом с ниточкой, её составом и образцом вязания). То есть, будучи уже мамой двоих детей – я продолжаю коллекционировать. Некоторые мои коллекции сохранились. Когда мы в детском саду начали увлекаться этим замечательным видом деятельности, я приносила в группу коробку с открытками и фантиками от жевачек «Love is», альбом с марками, пряжей. Дошколята с большим любопытством рассматривали мои мини коллекции, спрашивали, откуда это всё у меня. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.

Так в 2011 году с детьми средней группы, а также их родителями, мы начали собирать значки и календарики. Находя дома, у бабушки, у родственников или просто купив в магазине новый значок или календарик, ребёнок с гордостью и радостью приносит в детский сад.

Коллекция значков у нас ещё маленькая (около 100 значков), а вот коллекция календариков превышает 500 штук. Каких только нет! Есть в нашей «копилке» даже календарик 1906 года.

Сейчас мы уже в подготовительной группе. Коллекционирование даже, наверное, можно включить в традиции группы. Родители, как и сами дети, предлагают что-либо собирать (магнитики, киндер игрушки, пуговицы). Хочу отметить, в начале, когда я объявила о нашей задумки, призывала к участию, мало, кто из родителей отозвался. Скорее сами дети были активны. Но теперь многие родители сами проявляют интерес.

Любознательности и познавательности детей дошкольного возраста, способствует коллекционирование.

Со своими дошколятами мы будем продолжать формировать свою познавательную активность через коллекционирование. Планируем собрать с детьми коллекцию камней и ракушек. Эти коллекции позволили бы увеличить знания детей о живой и неживой природе.

Мой пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Источники:

    Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. - 416 с.

    Статья: Коллекционирование как способ развития. Каталог статей МБДОУ №30 п. Эльбан [Электронный ресурс] Режим доступа:

    Сайт «Педагогическая газета» [Электронный ресурс]
    Режим доступа: