Консультации для родителей по развитию мелкой моторики рук. Консультация для родителей: Развитие мелкой моторики у дошкольников Мелкая моторика консультация для родителей

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять/

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Наблюдается также следующая закономерность : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах/

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка .

В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук , затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоитв прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом , есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как и артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно , чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока - белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

— Запускать пальцами мелкие волчки.

— Разминать пальцами пластилин, глину.

— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка(утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

— Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

— Двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

— Показать отдельно только один палец — большой.

— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

— Махать в воздухе только пальцами.

— Кистями рук делать «фонарики»

— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

— Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).

— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

— Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль).

— Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

— Закручивать шурупы, гайки.

— Игры с конструктором.

— Складывание матрешек.

— Игра с вкладышами.

— Рисование в воздухе.

— Игры с песком, водой.

— Мять руками поролоновые шарики, губку.

— Шить, вязать на спицах.

— Рисовать, раскрашивать, штриховать.

— Резать ножницами.

— Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми на увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковая гимнастика.

"Капуста", "Варим компот","Осенние листья". и т.д.

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Родители, которые уделяют должное внимани е упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи : во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно . Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Развивающие игры с хендгамом для детишек от 3 до 6 лет

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте играет первостепенную роль. С 3 до 6 лет у детей активно пополняется словарный запас, произношение становится значительно чище, исправляются дефекты речи. К сожалению, сегодня практически половине дошкольников требуется помощь логопеда: не поддаются малышам такие звуки, как [p], , [л], [л"], [ш] и другие. Одной из причин является недостаточное развитие мелкой моторики. Общеизвестен тот факт, что она влияет на речь, в том числе и чистоту произношения.

Для развития мелкой моторики полезны не только массаж и пальчиковая гимнастика, но и развивающие игры. Недавно в продаже появилась новая игрушка - хендгам.

Внешне и по своим свойствам хендгам напоминает большую жевательную резинку или пластилин: он тянется, рвется, позволяет создавать самые невероятные формы, в то же время его можно бросать, как каучуковый мячик. Однако у хендгамов отсутствуют запах и вкус, они абсолютно безвредны и безопасны.

Но, по сравнению со жвачкой и пластилином, этот материал имеет ряд преимуществ:

· он более податливый и пластичный,

· не прилипает к поверхностям,

· не оставляет следы.

К тому же игры с хендгамом обладают цветотерапевтическим эффектом. Так, желтый стимулирует мозговую деятельность, помогает сконцентрироваться и поднимает настроение. Развивающие игры с хендгамом оранжевого цвета помогут снять напряжение и усталость, что особенно важно, если ребенок после садика посещает различные студии, секции, репетиторов. Красный цвет поможет стать увереннее в себе, фиолетовый настроит на творческий лад, синий успокоит, а зеленый снимет напряжение с глаз.

Даже если просто мять хендгам, будет польза.

Развивающие игры, которые помогут развить мелкую моторику и хватательную способность руки, подготовить руку ребенка к письму.

«Щелкунчик». Участники игры по очереди сжимают хендгам, чтобы он хлопнул как можно громче. Дело в том, что если его резко сжать, то раздастся хлопок (из игрушки выйдет скопившийся воздух).

Это упражнение тренирует мышцы всей кисти и совершенствует ее хватательную способность. Постепенно задание можно усложнить, и сжимать хендгам какой-то одной рукой или только пальцами.

«Угадай-ка». Один из участников игры лепит что-нибудь из хендгама, а затем остальные участники отгадывают, что это. Угадавший получает балл. Очередность и продолжительность игры оговариваются самими участниками.

Эта игра основывается на свойстве хендгама быстро терять свою форму в статичном состоянии, попросту говоря, растекаться; так что время на отгадывание фигуры ограничено, а это, в свою очередь, стимулирует мозговую деятельность.

«Перетяни-ка». Участники берутся за концы хендгама и тянут его. Побеждает игрок, перетянувший большую часть хендгама. Так как эта игрушка изготовлена из очень пластичного материала, тянуть можно очень и очень долго. Это упражнение очень хорошо тренирует хватательную способность руки и развивает мелкую моторику.

Приключения пальчиков на кухне

Список дел у молодой мамы ничуть не меньше, чем у главного менеджера крупной компании, а между тем карапуз постоянно требует внимания. Но кто сказал, что развитие мелкой моторики требует много свободного времени? А пока мама управляется со своими делами на кухне, кроха и его пальчики отправятся навстречу приключениям.

«Песчаные рисунки». Насыпьте на поднос немного муки - пусть малыш создает шедевры своими ловкими пальчиками. Для этой игры лучше использовать однотонный поднос, а на художника надеть фартук.

«Кондитерский цех». Известно, что лепка очень полезна для развития мелкой моторики. Однако многим детям трудно лепить из пластилина, тут на помощь придет соленое тесто. И в отличие от пластилина у него масса преимуществ. Во-первых, соленое тесто абсолютно безвредно, и кроха может утолить свое любопытство, попробовав его на вкус. Во-вторых, его легко убрать с пола, рабочей поверхности и одежды. В-третьих, тесто более податливо. Кстати, его тоже можно сделать цветным - достаточно только добавить немного пищевого красителя. Приготовить соленое тесто довольно просто: на 2 части муки возьмите 1 часть мелкой соли и немного воды, по консистенции оно должно быть пластичным и однородным. Чтобы тесто не подсохло, накройте его целлофаном. Изделия можно просто высушить и раскрасить, а можно запечь в духовке.

«Угадай-ка». Возьмите несколько знакомых крохе фруктов и овощей и положите в таз. Малышу завяжите глаза и предложите доставать их из таза и угадывать на ощупь. Такая игра прекрасно развивает не только мелкую моторику, но и тактильные ощущения. В игру можно включить и предметы, например, чайную и столовую ложки, прихватку. Главное, чтобы ребенок мог назвать предмет.

Малышу постарше можно доверить помогать маме в приготовлении блюд, например, нарвать на мелкие кусочки зелень, почистить вареные яйца, положить несколько щепоток соли, вытереть блюдца. Такие действия помогают ребенку научиться манипулировать предметами, тренируют координацию движений.

Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?"

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Консультация для родителей

Выполнила: Арапова Елена Владимировна

Воспитатель МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №62

«Методы и способы развития мелкой моторики у детей»

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен-но те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обра-тить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так-же словарный запас вашего малыша.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки

Рисование

Нарисуйте на листе силуэт машины, человека, дома, снежинки. Попросите ребенка вырезать его по контуру и раскрасить. Можно вырезать цветок из открытки, животное с картинки и т.п.

Возьмите лист бумаги и, сложив его, вырвите посередине кусок. Затем расправьте лист и попросите малыша обвести прорубь и обнести ее забором, чтобы туда никто не упал.

Обведение любых вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать.

Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.

  • Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. (" Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет").
  • Раскраски

Аппликации

Можно попросить малыша вырезать из бумаги (по вашему контуру) ежа и ручкой или карандашом быстро натыкать ему точки-иголки.

Мозаика

Лепка

Игры-шнуровки, плетения

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

Игры с предметами

Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.

На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.

· Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

· Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

· Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

· Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Вот так можно весело и с пользой провести время. Усложняйте задания, придумывайте новые. Творите вместе с вашими детьми!

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки?

Знает ли он названия пальцев рук?
Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук
1. Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой.

Пять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется БОЛЬШОЙ.

Третий твой палец –
Как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ
Дано ему имя.
Палец второй –
Указчик старательный, -
Не зря называют его
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Палец четвертый
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он
И упрямый.

Совсем как в семье,
Братец младший – любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.

2. Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами.

3 Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.

4. Увлекательно проходит игра со спичками:
- можно выкладывать узоры по образцу;
- по памяти;
- придумать самостоятельно из определенного количества спичек.

5. Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).

6. С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголкой под контролем взрослых.

7. Игры в лото, мозаику, пазлы.

Один из эффективных приемов – самомассаж рук. Вот некоторые упражнения.
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.

2. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем,
Будем маме помогать.

3. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.

4. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.
Пилим, пилим мы бревно –
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.

5. «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет», круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо.
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем,
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.

6. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.
Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.

7. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец)
Ну-ка, братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо-удальцы!

8. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз
Ножик должен острым быть.
Будем мы его точить,
Чтобы чистил нам морковку
И картошку на готовку.

9. «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы сперва ее растянем,
А затем обратно стянем.

10. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
«Га-га-га, га-га-га!
Очень вкусная трава!»

11. «Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»).
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке.

Подобные игры способствуют развитию:
- воображения, мышления, способности к анализу;
- тактильной (кожной) чувствительности;
- элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;
- словаря;
- предметной деятельности;
- терпения и усидчивости;
- пространственной ориентации.

Список литературы:
1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед, №6, 2004. – С.78 -82.
2. Егорова Е.А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук / Логопед, № 6, 2005. – С.58-60.
3. Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.
4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – 72с.
5. Цвынтарный

Разделы: Работа с дошкольниками

  • ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,
  • показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка,
  • дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников
  • познакомить с содержанием игр и упражнений

В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей падает. Почему?

Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети все меньше и меньше говорят, а больше смотрят и слушают. Дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно. Это книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

Так почему же падает уровень речевого развития?

Ответьте на этот вопрос сами.

Как избежать этой проблемы родителям?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать, на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны?

Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока– белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия.

Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский).

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. Еще один важнейший плюс в развитии мелкой моторики – творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе и в своих способностях.

Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?

Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела.

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  3. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
  4. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  5. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  6. Помогать перебирать крупу.
  7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  8. Вытирать пыль, ничего не упуская.
  9. Включать и выключать свет.
  10. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  11. Перелистывать страницы книги.
  12. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
  13. Переливать жидкостей из одной емкости в другую.
  14. Играть с мозаиками и пазлами.
  15. Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
  16. Собирать конструкторы.
  17. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
  18. Лепите вместе из пластилина.
  19. Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики , не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  20. Вырезать из бумаги разные фигурки.
  21. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  22. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  23. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
  24. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.
  25. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития. 2000.
  • Кислинская Т.А.
  • Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. - М.: Генезис, 2008.
  • Косинова Е.М.
  • Гимнастика для пальчиков. М.: Олма-пресс, 2003.
  • Савина Л.П.
  • Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ, 1999.
  • Цвынтарный В.В.
  • Играем пальчиками и развиваем речь: Серия «Учебники для вузов».– СПб.: Лань, 1999.
  • Шанина С., Гаврилова А.
  • Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: Издательство «ДОМ. XXI век». – 2008.
  • Янушко Е.А.
  • Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М: Мозаика-Синтез. 2009.