Национальные костюмы. Латвия. Латышское этническое украшение, сакта Латышский народный костюм

Национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия латышского народа. Костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников. Их передают из поколения в поколение как живописные украшения и фамильные ценности. Повседневная одежда сохранилась в меньшей степени. Национальный костюм состоит из принадлежностей, которые готовил себе его владелец для того, чтобы носить его в разное время года и по различным случаям.

В современном значении "национальный костюм" связан с одеждой коренных жителей Латвии – балтов и ливов. Это были крестьяне, рыбаки и ремесленники. Их одежда является важным предметом культурного наследия латышского народа и ценным источником для исторических исследований. Наряду с сами костюмами с древних времен сохранились сведения о способах их изготовления и украшения. Сохранение традиций помогает каждому поколению мыслить, действовать и сохранять веру таким же образом, как это делали их предки.

Развитие национальных костюмов

Предшествующие поколения уделяли больше внимание различным вещам, чем мы. Одежда, которую надевали по случаю праздников, сохранялась в течение жизней нескольких поколений, так как люди каждого поколения с гордостью носили красивые украшения в виде брошей, шерстяные шали, расшитые узорами пояса и головные уборы, унаследованные от своих предшественников; в то же время к костюму можно было добавлять современные украшения. Несомненно, каждый наряд имел свою никому неизвестную историю и легенду, но мы можем быть абсолютно уверены, что каждый предмет был уникальным, потому что его изготовил конкретный человек. Сохраняя и продолжая традиции своего региона, каждый человек добавлял к одежде что-то свое.

Женский костюм

Костюм, сформировавшийся к тринадцатому веку, состоял из юбки и льняной рубашки с длинными рукавами наподобие туники, предназначенной как для мужчин, так и для женщин, надеваемой отдельно или вместе с другими предметами одежды. Юбку и рубашку шили из квадратного полотна без выкройки.

Рубашка. Имеются данные, что до девятнадцатого века рубашку не шили, а она представляла собой просто отрез ткани, который обматывали вокруг тела и подвязывали поясом. Ливы носили рубашки, которые имели длину ниже талии. Рубашка состояла из двух кусков ткани, переднего и заднего, которые скрепляли на плечах (позднее их сшивали) и затягивали плетеным поясом. Рубашка, состоящая из двух кусков, была прототипом рубашки со сшитым верхом, а рубашка, которую обматывали вокруг тела, впоследствии стала сшитой рубашкой со складками или сборками.

Пояс. Пояс (josta) в основном служил для скрепления рубашки, а также для опоясывания талии, чтобы обеспечить свободу движения. К слову сказать, узорчатые пояса носили только женщины; считается, что узоры связаны с культом плодовитости. В восемнадцатом и девятнадцатом веках ливы не носили расшитые узором пояса, так как символом плодовитости был фартук. Пояса были разными по длине; длинные пояса, по три метра и более, обматывали вокруг талии несколько раз.

Мужской Костюм

Мужской костюм в большей степени находился под влиянием городской моды, чем женский. В то время как рубашка-туника осталась без изменений, брюки и кафтан, хотя и домотканые, в восемнадцатом веке стали шить по городской моде.

На стиль мужского костюма оказала влияние также военная форма, особенно в деталях, таких как лацканы и вышивка. Женщины обычно сами шили свои костюмы, а мужчины прибегали к услугам портного. Кафтан и брюки для повседневной носки обычно шили из серого домотканого сукна; праздничная одежда была белого цвета. С длинным кафтаном носили пояс. Для восточных регионов характерным был плетеный пояс; кожаный, металлический или кожаный с металлом был типичным для западных (Курземе (Kurzeme)) регионов. До середины девятнадцатого века брюки были ниже колена и заправлялись в вязаные чулки, которые были до колена. Длинные брюки стали популярными в конце века. Самым распространенным головным убором была широкополая шляпа из фетра, украшенная лентой. Летом носили шляпы из соломы.

Женщины и мужчины в основном носили постолы (pastalas), грубую обувь, изготовленную из целого куска кожи, стянутого сверху ремешком. Эту обувь надевали и в будни и в праздники. В холодное время года надевали несколько пар чулок. С древних времен и вплоть до двадцатого века ступни оборачивали тканью. Для праздников существовали ботинки или туфли, которые свидетельствовали о зажиточности их владельца.

Украшения

Количество украшений на национальном костюме также свидетельствовало о материальном достатке его владельца и его статусе. Рубашки и шали скреплялись брошами. Броши, изготовленные с семнадцатого и по девятнадцатый век, были исполнены в стиле Ренессанс и Барокко, а также с учетом местных художественных традиций. Большинство украшений было из серебра. В Курземе броши покрывали бронзой. Иногда их украшали красными или синими камнями. Для южных областей были характерны янтарные броши, янтарные бусы и двойной ряд пуговиц или пряжки. Броши и пряжки с выгравированными узорами солнца демонстрировали символическую связь янтаря с солнцем.

Орнаменты

Праздничные костюмы были украшены вышитыми, плетеными или вязаными узорами для того, чтобы сделать их более выразительными, выделяющимися и оригинальными. Для народного искусства Латвии характерны геометрические узоры; они состоят из отдельных элементов, составляющих единую композицию. Вполне вероятно, что замысловатые рисунки являются формой письма, способом передачи идеи или желания. На латышском языке письмо и орнамент обозначаются одним словом. Иногда узор или raksts, состоит из непрерывно меняющихся рисунков. Традиционные орнаменты и декоративные рисунки сохранились прежде всего в национальных костюмах.

Цвета играли важную роль в украшении костюма. Преобладали белый и серый цвет, так как костюмы были сшиты из натуральных тканей, таких как лен и шерсть. В древние времена пряжу красили с помощью натуральных красителей, изготовленных в основном из местных растений. В узорах на варежках, шалях и поясах использовали сочетания из четырех цветов - красного, синего, зеленого и желтого. Эти цвета повторялись в различных оттенках и пропорциях на каждой части костюма из шерсти. Вероятно, строгое соблюдение традиций в отношении цвета связано с магическими значениями.

Белый цвет с его магическими ассоциациями занимает особое место в латышском фольклоре. Само слово "белый" является синонимом чистоты, добродетели и просветления (просвещения). Считалось, что белый цвет больше всего подходит для праздничной одежды.

Местные различия

В каждом регионе Латвии существовали свои ярко-выраженные традиции в отношении костюмов.

Привязанные к дому и земле, крестьяне имели представление только о том, что происходит в непосредственной близости и не знали о традициях и привычках в отдаленных деревнях. Все, что было необходимо для создания национального костюма согласно местной традиции, находилось под рукой дома.

До тех пор, пока соблюдались эти традиции, национальные костюмы сохраняли характерный для них покрой.

Сшитые в домашних условиях повседневные костюмы дольше сохраняли традиционный облик, чем праздничные, которые были больше подвержены влиянию городской моды. Исключение составляют некоторые регионы в Курземе-Ницы (Kurzeme-Nica), Руцаве (Rucava) и Алсунге (Alsunga) – где праздничные костюмы оставались неизменными до середины двадцатого века, хотя обычная одежда покупалась в магазинах.

Традиции в отношении национальных костюмах живы в этих регионах и по сей день.

Посетив один из праздников народов Балтии "Янов день" или по-другому "Лиго", можно с уверенностью заявить, что эти люди - одно целое с природой

Женский латышский костюм хоть и простой с виду, но довольно стильный. Как говорилось выше, латыши берут от природы только лучшее.

Так, одним из головных уборов являются венки из живых цветов и растений. Конечно, такой венок сохранялся не долго, поэтому чаще для плетения венков использовался бисер, ленты или другие элементы. Такой убор являлся семейной ценностью и передавался из поколения в поколение. Из живых растений венок носили в основном по праздникам и на различных гуляниях.

Девушки плетут венки в "Янов день"

Помимо венков у латышек были также распространены такие головные уборы как широкая лента и чепец. И если венок и ленту носили незамужние девушки, чепец был предназначен женщины семейные.

Самым распространенным элементом одежды являлась льняная рубаха с длинными рукавами, напоминающая тунику. Ее носили все: мужчины, женщины, парни, девушки, дети. Поверх рубахи девушки носили шали-виллайне или просто виллайне (покрывало на плечи). Цвета, форма и вышивка на одеянии в каждом регионе отличались. Например, в Видземе носили просто белые накидки, тогда как в Латгалии белые накидки с сине-зелёной вышивкой. Таких особенностей было немало и в других регионах.

Теперь поговорим о юбках. Во всех регионах Латвии ее длина опускалась до щиколотки. Некоторые предпочитали носить юбку в полоску, некоторые - в клетку, встречались и те, кто предпочитал однотонные.

Порой вместо юбок носили сарафаны, преимущественно красного цвета. Кстати, красный и белый цвета можно назвать одними из преобладающих в Латвии, судя по национальном флагу и народному одеянию.


На ноги надевали постолы. Постолы - грубая обувь, сделанная из натуральной кожи, стянутая сверху ремешком.

Казалось бы, мы «прошлись» с головы до ног, но кое-что, все-таки упустили. А значит, завершим одним из самых ярких элементов латышского костюма - сактой.

Сакта - это латышское национальное декоративное украшение, которым застегивали женскую накидку и мужскую рубаху. Сакта как и венок передавалась из поколения в поколение, и являлась показателем социальной принадлежности и зажиточности. Изготавливалась она из бронзы, серебра или железа, и часто украшалась стеклышками (женская). Изначально служила как оберег от зла, и талисманом удачи. Со временем перевес приобрел практический характер.

Увидеть национальный костюм можно на любом латышском празднике, так как он является одним из основных деталей культуры и этноса.

Текст: Айсель Джафарова

Фото: архив КГАУ "Дом дружбы народов Красноярского края"; traditionalshoes.com

РИГА, 19 янв - Sputnik . Самоуправления решили не тратиться на народные костюмы к столетию Латвии, пишет LSM.lv .

На заседании Союза самоуправлений Латвии решили, что не станут оплачивать народные костюмы для постановки Māras zeme, которая состоится на празднике Песни и танцев к столетию Латвии, из муниципальных средств. В конце концов, наряды обойдутся в 100-150 евро, а наденут их танцоры всего один раз. Только Латгалии новые наряды обойдутся в 200 тысяч евро.

Представители самоуправлений предложили пересмотреть художественную концепцию - в сторону удешевления. Министерство культуры отказалось комментировать ситуацию, а Национальный центр культуры указал, что из-за отсутствия наряда для постановки нельзя красть у танцоров возможность участвовать в праздниках.

Возможно, на нарядах все же удастся сэкономить: министр культуры Даце Мелбарде уже поделилась с коллегами по кабинету на сайт, где рассказывается о том, как изготовить латышский национальный костюм своими руками.

150 тысяч национальных костюмов

В Литве проблему с расходами на национальную одежду к празднику — в 2018 году Литовская республика тоже отметит свое столетие - решили проще: инициативу на себя взял местный политик-миллионер, пишет Sputnik Литва .

Лидер (СКЗЛ) и глава группы предприятий Agrokoncernas Рамунас Карбаускис, один из самых богатых людей в стране, заказал литовскому модельеру Юозасу Статкявичюсу эскизы детских национальных костюмов. В год юбилея страны Карбаускис подарит эти костюмы всем литовским детям в возрасте до семи лет, всего около ста пятидесяти тысяч костюмов.

2017 год в Литве объявлен Годом национального костюма. Многочисленные мероприятия, посвященные популяризации традиционной литовской одежды, будут проходить на протяжении всего 2017 года, а в День государства планируется организовать исполнение гимна Литвы в национальных костюмах в 100 исторических местах страны.

Сам Карбаускис тоже время от времени одевается в народном стиле.

В литературных памятниках XVII—XVIII веков можно найти упоминания о танцах,
однако наглядного описания их литература той эпохи не дает.
Объясняется это тем, что авторы того времени, в большинстве
случаев немецкие пасторы и знатные путешественники, пренебрежительно
относились к народному искусству.

С высоты своей барской культуры они как на дикость смотрели на незатейливые развлечения крестьян, усматривая в бытовых обрядах и праздничных играх народа только остатки язычества.
Но созданные в те далекие времена танцы и песни сохранились вплоть до наших дней. Наиболее древнего происхождения — игры и танцы, исполнявшиеся на
праздниках в честь встречи или проводов зимы, весны, лета.

В рождественские дни и в дни весеннего праздника масленицы молодежь
латышской деревни имеет обычай рядиться и устраивать пляски под звуки
бубенцов, под грохот импровизированного оркестра, в который,
кроме обычных народных инструментов, входит также утварь бытового обихода.

В день «Лиго» (праздник Ивана Купалы, 24 июня) молодежь как в старину,
так и в нынешнее время зачастую затевает пляски с венками и цветами
около костров и поднятых на шесты горящих бочек с дегтем.

В тяжелые времена крепостничества крестьяне тайно от господ
собирались в харчевнях, особенно ночью с воскресенья на понедельник,
и здесь под музыку простых народных инструментов с увлечением заводили танцы.
Распространены были танцы по кругу, причем танцевали не только мужчина с женщиной,
но и двое мужчин или две женщины.

В латышском танце немало движений, навеянных процессом сева, уборки урожая, дерганья льна, работы на мельнице. Примером подобных танцев является хотя бы «Судмалиняс» (мельница),
исполняемый под песенку, рассказывающую о работе мельницы.

Отразился в танце и повседневный быт латышской деревни.
Около своего дома крестьянин разбивает сад, девушки копают
грядки и разводят цветы. Все это нашло свое отражение в танце.

Почти в каждом групповом латышском танце имеется фигура «садик» - круг,
иногда два «садика» — два концентрических круга.

В других танцах исполнители заплетают плетень, прогуливаются по просеке,
вьют гирлянды, т. е. меняются местами, двигаясь по кругу в противоположных
направлениях и обходя друг друга.

В танце «Гатвес-дэя» (аллея) юноши и девушки выстраиваются в две линии,
перпенди-кулярные зрителю, а между ними проходят, как бы прогуливаясь по аллее,
поочередно отдельные исполнители той и другой линии.

Некоторые фигуры танцев соответствуют часто встречающимся латышским народным орнаментам, как то: солнышко, звездочка, елочка/крестик. Сообразно с этим танцующие образуют «звездочку», выстраиваются крестом, квадратом, в четыре или восемь пар и т. д.

Такие фигуры, в частности, встречаются в танце «Ачкупс», очень популярном в народе.
Наивностью и чистотой веет от танцев, рисующих взаимоотношения юноши и девушки.

Вот девушка, рукодельничая, сматывает нитки в клубок и своим трудолюбием привлекает
к себе сердце юноши. Таков сюжет танца «Клубочек». В танце «Анджиньш»
(Андрюшенька) юноша, следя за девушкой, напевает: «Танцуй, танцуй, девушка,
если красиво и легко станцуешь, будешь моей невестой». В танце «Цимду парис»
(пара рукавиц) девушка кокетливо поддразнивает своего возлюбленного рукавичками,
которые она для него связала. Изяществом движений отличается танец «Белка»,
в котором девушка должна танцевать с легкостью белочки.

Некоторые танцы получили наименование по той местности, в которой они зародились.
Таковы «Алсунгиетис» Алсунгского района, «Литениетис», возникший в районе-Литене,
«Руцавиетис», возникший в области Руцава и очень распространенный по всей Латвии.

Латышские народные танцы делятся на парные и групповые. Парные танцуются по
кругу против хода часовой стрелки. В групповых танцах исполнители также стоят парами.
Чаще всего участвует в них четыре или весемь пар, в некоторых — три пары.
Музыкальный размер танца: 2/4, 4/4, 3/4, 6/8.

Основные движения танца не сложны: простой шаг, бег, подскок, галоп, полька и др..
Движения вальса для латышской хореографии не характерны, даже в танцах на 3/4 споворотом
исполняется не вальс, а легкий бег или шаг с подскоком. Наоборот,
фигуры латышских народных танцев сложны, именно в них заключается красота танца.
По характеру исполнения латышские танцы обычно спокойные, степенные,
без резких движений, без контрастных, переходов или смены ритмов.

Особенную красоту танцам придают народные костюмы, различные в каждом районе.
У мужчин будничные костюмы обычно серого цвета с черной вышивкой;
праздничные — белого цвета, кафтаны тоже с черной вышивкой.

Для большинства женских латышских костюмов характерны широкие юбки,
иногда в сборку или складку и кофты с длинными рукавами.
Особое своеобразие костюму придает широкий платок, переброшенный через
плечо и скрепленный на плече большой брошью, носящей название «сакта».
Разнообразны и головные уборы, иногда высокие, напоминающие кокошник,
иногда низенькие, в виде ободка.

Наиболее старинный народный музыкальный инструмент, которым пользовались
для сопровождения танца, — «кокле», похожий на гусли. Позднее его вытеснила скрипка,
более-мощная по звучанию. Из духовых инструментов, сопровождавших танцы,
наиболее древними были свистульки из древесной коры и дудки из коровьего рога.
Иногда применялись в деревнях самодельные шумовые инструменты: трещотки,
свиные пузыри с насыпанным в них горохом. На зимних праздниках появлялась
елочка — «тридекснис», украшенная лентами и звенящими пластинками,
ритм отбивался ударами ствола этой елочки об пол.