Сценарий классного часа на тему "международный день школьных библиотек". Информационный час: Международный день школьных библиотек Международный день библиотек в школе

Сегодня многие задумываются о возможностях дальнейшего существования человечества. Это возможно только в том случае, если люди всех стран мира будут придерживаться неких принципов и правил – защищать мир, духовность и природу. Только одновременное выполнение всех этих задач обеспечит наступление будущего.

Книга в своем первоначальном назначении и есть тот самый элемент, который служит защитой духовности. Именно книги помогают человеку приобрести знания, распознать добро среди зла, найти истину и оберегаться лжи. Для умного здравомыслящего человека книга – это бесценная вещь.

Сегодня в эру информационного прогресса, как никогда актуален вопрос приобщения молодого поколения к чтению. Поэтому такой праздник, как День библиотек, все больше придается огласке, а месяц вообще провозглашен Всемирным месяцем школьных библиотек.

Немного истории о Всемирном дне библиотек

Каждый год в последний понедельник октября отмечается Всемирный день библиотек. Официальное проведение Дня библиотек началось в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. Такой статус впервые был оглашен президентом Международной ассоциации школьных библиотек Питером Дженко в 2005 году. А уже ко Дню библиотек в 2008 году координатор проекта объявил, что однодневный праздник перерастает в международный месячник, то есть с этого момента октябрь - месяц школьных библиотек.

Во время месячника, приуроченного ко Дню библиотек, все отмечающие праздник, могут по своему усмотрению выбрать один день или даже неделю для организации мероприятий в своих учреждениях. Многие начали использовать эти семь дней для сбора книг в благотворительных целях.

В России Международный день библиотек впервые отметили в 2008 году. Девиз того года стала фраза - «Школьная библиотека на повестке дня». На первой встрече была утверждена программа дальнейших ежегодных мероприятий. Туда вошли собрания библиотекарей школ, презентации профессии библиотекаря, поздравления ветеранов труда этой отрасли в науке, семинары и тренинги на актуальные темы.

Такой ход событий продолжается и по сей день. Несомненно, меняются темы и девизы праздника, обновляются варианты взаимодействия библиотек с различными сферами жизни. Для и их родителей организовываются разнообразные выставки и конкурсы. Помимо Всемирного дня библиотек, российские школьные библиотекари отмечают свой отечественный профессиональный праздник 27 мая.

Международный день школьных библиотек ежегодно отмечают в четвертый понедельник октября (в 2016 году – 24 октября).

Главная цель праздника –привлечение внимания общественности к школьным библиотекам, нуждающимся в регулярном пополнении фондов.

Как отмечают День школьных библиотек?

Как проходит празднование? Программа мероприятий включает семинары, выставки, конференции, съезды школьных библиотекарей, презентации профессии «педагог-библиотекарь», чествование ветеранов библиотечного дела.

В День школьного библиотекаря устраиваются различные мероприятия для школьников: конкурсы, викторины, литературные презентации и др. Также проходят сборы книг для нужд библиотек.

История и традиции Всемирного дня школьных библиотек

Расскажем об истории и традициях праздника. Международный день школьных библиотек отмечается в разных странах мира по инициативе ЮНЕСКО с 1999 года. Инициатором проведения праздника был президент Международной ассоциации школьных библиотек Бланш Вуллз. В 2005 году праздник получил официальный статус.

В 2008 году к Дню школьного библиотекаря был приурочен Месячник школьных библиотек, который впервые прошел под девизом «Грамотность и обучение – в вашей школьной библиотеке».

В нашей стране месячник также впервые отмечали в 2008 году, под девизом «Школьная библиотека – на повестке дня». Главным событием месячника в России стал Форум школьных библиотекарей в Михайловском – Пушкинском заповеднике в Псковской области.

История школьных библиотек в нашей стране насчитывает несколько веков. Первая учебная библиотека на Руси появилась в 1630-е годы при Киево-Могилянской академии.

В период правления Петра Первого была создана библиотека при Академии Наук. Тогда же появились и первые школьные библиотеки: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки Академия яко без души».

В ХVIII веке было положено начало формированию государственной системы образования. Для каждого сословия создавались свои школы, при которых появлялись библиотеки.

В 1830-х годах в России действовало 62 гимназических библиотеки и несколько десятков при уездных училищах.

Однако настоящее развитие библиотечное дело получило только при советской власти. В 1930-х годах в нашей стране насчитывалось уже свыше 44 тысяч школьных библиотек.

А в настоящее время в России функционирует более 62 тысяч библиотек образовательных учреждений.

Кроме Дня школьного библиотекаря, в нашей стране отмечается Всероссийский день библиотек (27 мая).

Бездонное волшебство книг школьных библиотек не одному поколению учащихся помогло подготовить информацию к уроку, написать реферат, сдать экзамены. В каждом учебном заведении к услугам старшеклассников и детей младших классов хранилище книг по любому предмету и на любую изучаемую тему.

В современном мире универсальных гаджетов и интернета праздник призван привлечь внимание детей, родителей, меценатов к библиотекам школ и их обеспечению учебниками, востребованной литературой и периодикой.

История

Праздник способствует сохранению прекрасных традиций чтения и воспитанию в детях чувства любви к «живой» книге. Набирающие обороты электронные устройства, хранящие миллиарды пикселей информации, не в состоянии передать шершавость книжных страниц, запах пыльных старых учебников и аромат свежей типографской краски. День школьных библиотек отмечают во всем мире.

Значимые события и даты, связанные с праздничным днем:

  1. 1999 год – ЮНЕСКО выступает с инициативой проведения дня хранилища книг.
  2. 2005 год – дата получает официальный статус.
  3. 2008 год – праздник выходит на новый уровень. На смену знаменательной дате приходит месячник, во время которого в любой день можно проводить мероприятия.
  4. 2008 год – впервые праздник отмечается в Российской Федерации.

Ежегодно каждому месячнику дается тематическое название: «Центр притяжения», «Грамотность и обучение», «Территория взаимодействия». Плавающая дата празднования позволяет организациям самостоятельно выбрать день для проведения торжественных мероприятий.

Традиции

В основу классического перечня мероприятий входит презентация лучших библиотекарей, чествование ветеранов, проведение семинаров, форумов и конференций. События, посвященные любви к книге, посещают школьники, их родители, приглашенных гости, меценаты. Организовываются сборы книг для библиотечных нужд, выпускаются тематические стенгазеты. Традиционными в этот день стали встречи подрастающего поколения с авторами книг, критиками.

В этот день устраиваются конкурсы юных поэтов и декламаторов. Любой желающий может сделать пожертвование в виде книг, классической литературы учебников, которые входят в школьную программу или рекомендованы для внеклассного чтения. Проводятся онлайн-семинары, укрепляющие сетевое сотрудничество российских и зарубежных библиотекарей.

Кроме международного праздничного дня, российские работники библиотек празднуют свой персональный день в конце весны.

В данной разработке представлен сценарий класссного часа на тему "Международный день школьных библиотек" к сценарию приложена презентация. В разработке представлена история библиотек, история праздника. Далее мероприятие переходит в игровую форму, учащимся предлагается разделиться на команды и выполнить задания(блиц-опрос, пословицы, инсценировка, трудности работы библиотекаря, творческий рисунок) Классный час заканчивается стихотворением,посвященное библиотекарю.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Классный час

Цель: Повышение уровня информационной и литературной культуры учащихся

Задачи:

Расширить кругозор в области истории библиотек

Выявить уровень начитанности учащихся

Сформировать представление о работе библиотекаря

Тема « Международный День Школьных Библиотек»

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Любите ли вы читать? Давайте, каждый из вас назовет свою любимую книгу (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Спросила про книги я не просто так, сегодня наш классный час будет посвящен школьным библиотекам.

Слайд 1.

Высказывание Лихачеава гласит: «Пока жива библиотека – жив и народ.

умрёт она – умрет наше прошлое и будущее» Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Давайте немного познакомимся с историей библиотек и узнаем, когда впервые отметили Международный День Школьных Библиотек Слайд 2 -5.

- За многими международными и национальными мероприятиями закреплена своя эмблема или талисман, у Международной ассоциации школьных библиотек есть своя эмблема. Она символизирует цветок с шестью лепестками, изображенный на фоне открытой книги. Слайд 6.

Ребята, предлагаю вам побывать сегодня в роли библиотекарей. Для этого давайте разделимся на команды. Учащиеся по очереди вытягивают из конверта жетоны.

Сейчас придумайте каждый свое название, которое будет связано с библиотекой или книгами. Придумывают название команд.

1 Задание – блиц-опрос.

Первое задание для вас – это блиц – опрос. Для каждой команды по очереди будут задаваться вопросы. За правильный ответ 1 бал. Первый произнесенный вариант ответа сразу принимается, если ответ неверный, то право ответить на этот вопрос передается другой команде.

    Кто ходил днем и ночью по дубу? (Кот ученый)

    Кто был диким в сказке Андерсена? (Лебеди)

    Как называется список, где перечислены название глав? (Содержание)

    С чем осталась старуха в сказке о золотой рыбке? (С корытом)

    Сколько было богатырей в сказке о спящей красавице А.С.Пушкина? (Семь)

    Что несла Красная шапочка бабушки? (Пирожки)

    Что во рту держала ворона в басни Крылова «Ворона и лисица»? (Сыр)

    Как называется часть, например, учебника, где написаны правила, формулы и т.д? (Фарзац)

    Кем был Чиполлино? (Луковицей)

    Имя девочки с фарфоровой головой (Мальвина)

    Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт)

    Что должен сделать человек в своей карточке, получив книгу из рук библиотекаря?

(Расписаться)

2 Задание – Пословицы

Слайд 7

Перед вами начала пословиц, ваша задача правильно найти ее окончание.

Сказанное слово - было да нет, а написанное живёт век

С книгой поведешься – ума наберешься

Недочитанная книга - не пройденный до конца путь

Книга мала, а ума придала.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

3. Задание – Инсценировка.

- Сейчас команды вытащат название Басани, которую должны будут инсценировать, а другая команда должна угадать, из какой басни представлен отрывок.

1 команда – Мартышка и очки

2 команда – Ворона и лисица

Мартышка и очки

Действующие лица:

Мартышка
Попугай

На первом плане слева и справа кусты, посередине пальма, на втором плане джунгли. Из-за кустов под музыку выходит Мартышка. Она врезается в пальму, на нее сверху падают кокосы.

Мартышка (сокрушенно)

Я к старости совсем слаба глазами стала.
Иду, всё, как в тумане на пути...

Из-за кустов вылетает Попугай и садится рядом с Мартышкой.

Тогда очки себе приобрети.

Мартышка

Очки? Про них я слыхом не слыхала.

Неужто не слыхала? Вот те раз!
Очки – весьма пользительная штука!
Изобрела их, знаешь ли, наука,
Чтоб возвратить нам зоркость наших глаз.

Мартышка (радостно)

Хочу очки! Хочу! Хочу! Хочу!
Нет участи слепца на свете горше!
Лети да раздобудь очков побольше!
За них любую цену заплачу.

Слыхал я, что достаточно одних.

Мартышка (возмущенно)

Одних?! Мне от одних не станет лучше!
С полдюжины неси, на всякий случай,
Тогда уж точно будет толк от них.

Попугай улетает, потом возвращается и ставит перед Мартышкой целую корзину очков. Мартышка достает очки из корзины и рассматривает.

Мартышка (неодобрительно)

И это… Как ты их назвал?

Попугай Очки!
Сажай их на нос и смотри в стекляшки! Попугай пытается надеть на Мартышку очки, но она отталкивает его.

Ворона и лисица

Действующие лица:

Рассказчик

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.

Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.

Рассказчик

На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Тут на беду Лиса близехонько бежала.

Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.

Рассказчик

Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша.

Голубушка, ах, как ты хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, в сказке!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, –
Ведь ты б у нас была царь-птица!

Рассказчик

Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло.

Кар! Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.

Рассказчик

Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.
Ворона сетует.

Ах, если бы я знала
Ее коварство, рта б не раскрывала.
Ни речи лживые, ни лести сладкий яд
Отныне мне ничем не навредят.
Их презираю! Им я знаю цену!
От правды отличу всенепременно!
О, жизнь! Ты мне преподала урок.

Ворона улетает.

Задание 4 – Трудности работы библиотекаря.

- Как вы думаете работа библиотекаря сложная? (Ответы детей)

Труд библиотекаря очень кропотливый, нужно знать на какой полке стоит книга, библиотекарь следит, чтобы книги стояли по алфавиту. Отслеживает все ли книги в порядке и все ли вернули читатели. И конечно же библиотекарь должен как никто другой идти в ногу со временем. Ведь именно к нему мы обращаемся за помощью, когда мы не знаем, что почитать. Он поможет нам выбрать жанр, автора, рассказать, какой литературой сейчас интересуются.

Но вот один библиотекарь запутался в книгах и в читательских карточках все перепутал. Ребята, ваша задача исправить ошибки в названиях произведений. За каждое правильное произведение 1 бал.

Командам раздаются карточки.

    Снежная принцесса

    Трое из Сметанного

    Красная кепачка

    18 месяцев

    Буратино и золотой замочек

    Иван – царевич и белый волк

    Краснощечка и семь гномов

    Стрекоза и кузнечик

    Волк и шестеро козлят

    Дикие гуси

    Приключение Зазнайки

    Али –Баба и 41 разбойник

Задание 5 – Рисунок

- Молодцы, вы все верно исправили. Мы с вами убедились, что работа библиотекаря не такая уж простая в ней важен порядок и внимательность. А сейчас проведем наш последний конкурс. Пофантазируйте, пожалуйста, представьте, что вы всей командой нависали книгу. Нарисуйте к этой книги обложку. Раздаются листы формата А4.

Заключение

Вот и подошел наш классный час к концу. Что нового и интересного было для вас сегодня? (Ответы детей)

Спасибо ребята за активную работу, спасибо гостям. Я надеюсь, что наш классный час вам понравился и закончить я его хочу стихотворением, которое посвящено школьному библиотекарю. Слайд 8

Школьный библиотекарь

Библиотекарь – это не призвание,

А состояние особое души.

Библиотекарь школьный в утро раннее,

Как и ребята, на урок всегда спешит.

Конечно, он не маг и не волшебник,

Но иногда способен удивлять,

Достав из ниоткуда вдруг учебник,

Который просто негде было взять!

Он проведёт, как надо, все уроки.

И выручит, лишь кто-то заболел,

Он не забудет встречи, даты, сроки,

Перелопатит за день массу дел!

Его присутствие обычно незаметно,

Его отсутствие заметно сразу всем,

В духовном смысле – человек совсем не бедный,

Но это не решает всех проблем...

Он, как учитель, делает немало,

Его работу многим не понять,

Он очень скромный, совсем не строгий,

Не ждёт особых почестей, похвал,

Идёт своей стезёй, своей дорогой,

Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.

Просмотр содержимого презентации
«Межд.день биб-тек»

Международный День Школьных Библиотек

«Пока жива библиотека – жив и народ.

умрёт она - умрёт наше прошлое и будущее»

Д. Лихачёв


История библиотек

В переводе с греческого слово «библиотека» означает «книгохранилище» (от «biblion» -

книга и «teke» - хранилище).

Первые русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. В Киеве, Новгороде,

Чернигове, Владимире переводили, переписывали и хранили церковные книги. В летописи

сказано, что в 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов, которые могли

переписать книги.

Простые же люди – не цари, не академики и не монархи – могли брать книги в

библиотеках для чтения при книжных магазинах. За небольшую плату книги для чтения

выдавались всем желающим.


В настоящее время самой крупной библиотекой в России и Европе является Российская

государственная библиотека, её фонд насчитывает 43 млн. единиц.


Первая публичная библиотека появилась в 6 веке до нашей эры еще в

Древней Греции.

В России школьные библиотеки возникли в начале XVIII века и являются

одним из старейших типов библиотек нашей страны.

В 1911 году на первом всероссийском съезде по библиотечному делу в связи

с расширением сети школ было предложено создать всеобщую сеть школьных

библиотек. В 1914 году на территории России учебные библиотеки

образовательных учреждений составляли 78% от общего числа библиотек.


Первый Международный День Школьных Библиотек

Первый Международный День Школьных Библиотек, по решению Международной ассоциации школьных библиотек, был проведен

С это времени день школьных библиотек ежегодно празднуют в четвертый

понедельник октября.

В России этот праздник впервые отметили в 2008 году, на тему

«Школьная библиотека на повестке дня» В 2017 году темой дня стала «Объединяя

культуры и сообщества»


Эмблема Международного Дня Школьных Библиотек

символизирует цветок с шестью лепестками, изображенный на фоне открытой книги.


ума наберешься

Сказанное слово –

было да нет

а ума придала

поведешься -

а написанное

живет век

Будешь книги

будешь все знать

Недочитанная

силу понимает

Книга мала,

Не всякий,

кто читает

не пройденный

до конца путь


Школьный библиотекарь

Библиотекарь – это не призвание,

А состояние особое души.

Библиотекарь школьный в утро раннее,

Как и ребята, на урок всегда спешит.

Конечно, он не маг и не волшебник,

Но иногда способен удивлять,

Достав из ниоткуда вдруг учебник,

Который просто негде было взять!

Он проведёт, как надо, все уроки.

И выручит, лишь кто-то заболел,

Он не забудет встречи, даты, сроки,

Перелопатит за день массу дел!

Его присутствие обычно незаметно,

Его отсутствие заметно сразу всем,

В духовном смысле – человек совсем не бедный,

Но это не решает всех проблем...

Он, как учитель, делает немало,

Его работу многим не понять,

Он очень скромный, совсем не строгий,

Не ждёт особых почестей, похвал,

Идёт своей стезёй, своей дорогой,

Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.

23 октября 2017 года – Международный день школьных библиотек

Библиотека МБОУ «Марьяновская школа» Красногвардейского района Республики Крым

Международный день школьных библиотек был проведен 18 октября 1999 года по инициативе ЮНЕСКО. Впервые его провозгласил президент Международной ассоциации школьных библиотек Бланш Вуллз. Он предлагал отмечать праздник в 3 понедельник октября.

Австралийская организация Школьных библиотек (SLAV) была первой организацией, которая стала отмечать Международный День школьных библиотек.

В 2005 году официальный статус праздника подтвердил уже новый президент этой организации Питер Гинко, перенеся его на 4 понедельник октября. С тех пор его ежегодно отмечали каждый четвертый понедельник октября. Но в 2008 году на смену одному праздничному дню пришел Месячник школьных библиотек. Теперь каждая организация может выбрать любой подходящий день для проведения праздника и мероприятий.
Главной целью месячника является привлечение общественного внимания к школьным библиотекам, нуждающимся в регулярном пополнении запасов классической и современной литературы. В рамках Дня школьных библиотек проводятся мероприятия по сбору книг от добровольцев, встречи с авторами произведений и интересными людьми, литературные презентации, профессиональные конференции и конкурсы.

Эмблема праздника представляет собой цветок с шестью лепестками, изображенный на фоне раскрытой книги.

Этот праздник не простой,
Он международный.
Вместе мы встречаем День
Библиотеки школьной.

Ждут учебники ребят,
Классики скучают,
Книги выстроились в ряд,
Знания сохраняют.

Будьте частыми гостями
Вы в библиотеке,
И раскроют книги вам
Все свои секреты.

В нашей школе есть библиотекарь,
Она книги детям выдает,
Нет спокойнее, мудрее человека,
Кто приходит - всех она поймет.

В этот славный день международный,
Мы вас поздравляем от души,
Труд ваш, несомненно, благородный,
Пусть проходит в благостной тиши.

Пусть вас очень сильно любят дети,
Ценят сердце доброе всегда,
Будет мир в душе и на планете,
И не будет горя никогда!

Поздравляем с Международным днём школьных библиотек. Пусть каждый ученик найдёт для себя в храме книг что-то новое, интересное и необыкновенное. Пусть школьная библиотека станет настоящим помощником в учёбе для каждого, замечательным другом и советчиком.

С Днем школьных вас библиотек!
Лишь здесь не слышен топот, бег,
А тихо-тихо все сидят,
Читают книжки для ребят!

Мальчишки рядышком сидят
В планшеты дружно так глядят.
Не отвлечь их от экрана
Даже звуком барабана.

Планшеты, компьютеры, смарты, айфоны -
Сегодня все школьники с ними знакомы!
Но как ни стремителен времени бег -
Учиться не сможем без библиотек!
Учебники здесь поселились гурьбой,
И нам не пройти мимо книги с тобой.
Не клавиши жмем, а листаем страницы.
Без книг ничему нам не научиться,
Ведь книгу с душою писал человек.
Прославим же День школьных библиотек!


Плачут книжки и тетради -
Им теперь совсем не рады.
Что же делать, как же быть,
Как детишек удивить?

Знаю я один секрет -
Отрубите интернет!
И тогда все дети дружно
Читать примутся послушно!

В библиотеку побегут,
И книжки с радостью прочтут!
И сразу поумнеют дети -
Ведь книжка всех главней на свете!

Немного истории...

Библиотека общеобразовательного учреждения как социальный институт традиционно занимала особое место в сфере образования. В России всегда существовала разветвленная сеть школьных библиотек. Они имелись при каждом учебном заведении - как духовных школах (с ними связано появление первой учебной библиотеки), в привилегированных учебных заведениях (гимназиях, лицеях), так и в начальной школе, народных училищах. Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчёркивая влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на качество обучения.


Здесь даже воздух затаился,
Здесь кладезь мудрости разлился,
Её безмеренно черпай.

Есть в школе тихий мирный край,
Здесь все учебники хранятся,
Здесь книги долго не пылятся,
Бери на радость и читай.

Есть в школе тихий мирный край,
Его зовут библиотека,
Там неуч станет человеком,
И ты его не забывай!

Школьная библиотека сегодня…

Современная школьная библиотека - это реализация новых ФГОС! С введением новых стандартов кардинально меняются принципы и цели образования. Школа резко разворачивается от набора знаний и умений, которые ученик до сих пор должен был демонстрировать на выходе, к тому, что он должен быть психологически готовым всю жизнь учиться и уметь это делать. Успешность современного человека, результаты его учебной деятельности всё в большей степени определяются уровнем его готовности самостоятельно добывать знания. Непрерывное образование и способность к переквалификации становятся частью сохранения социального статуса личности; карьера современного человека во многом зависит от его способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.