Презентация на тему "Подростковый возраст. Возрастные и психологические особенности". Презентация на тему "возрастные особенности младших подростков" Презентации возрастная психология младший подросток

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Наши дети - подростки

Ассоциации к слову подросток, подростковый возраст Подростковый возраст: Чем, по-вашему, характеризуется подростковый возраст? Какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми? Возникают ли вообще? - - - - Подросток: - - - -

Ассоциации детей к слову подросток, подростковый возраст Подросток – человек, у которого нет цели, которому больше хочется развлекаться, не думая о будущем; человек, который находится на стадии переходного возраста от 14 до 18 лет; человек, который переходит от младшего возраста во взрослую жизнь; человек, который осознает все трудности жизни; это ребенок, который считает себя взрослым, хотя на самом деле им не считается; достаточно взрослый юноша или девушка от 13 до 16 лет; человек, который может выражать свое мнение, понимать окружающих, хранить секреты; человек, который имеет свое мнение на жизнь; человек, мнение которого часто не совпадает с мнением родителей.

* физиологическом; * психологическом; * социальном.

Период полового созревания Снижение работоспособности Невнимательность, рассеянность Снижение интереса к учебе Повышенная чувствительность вспыльчивость

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме Интенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.

Новый образ физического «Я» Резко повышается интерес к своей внешности: Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность

Изменения во внешнем облике: радуют – **% безразличны – **% раздражают и злят - **%

Развитие самосознания В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и « Я-концепция »

Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком

Как проявляется чувство взрослости подростка? В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы

Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю «Один за всех и все за одного»

Ответственность за совершаемые поступки: задумывались о последствиях – **% снимают с себя ответственность – **% иногда несут ответственность – **% Оценка собственного поведения: приходилось оценивать – **% задумываются иногда – **% предпочитают об этом не думать– **%

Внутренний мир Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой Формируется «Я - концепция» ребенка Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания

Формируется образ «реального Я» и «идеального Я» - Представления о собственной внешней привлекательности - Представления о своем уме - Представления о своих способностях в разных областях - Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах познавательный компонент Познание себя Познание своих различных качеств Оценочный и поведенческий компонент Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе Реальное «Я»

Идеальное «Я» Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального При высоком уровне притязаний При недостаточном осознании своих возможностей Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества У подростка развивается саморегуляция

Свой образ глазами окружающих: общительный – **% Добрый - **% Злой – **% открытый – **% Жизнерадостный – **% искренний – **% Сильный – **% Ленивый – **% вредный – **% Предатель – **% уверенный в себе – **% Увлекающийся – **% Смешной (прикольный) – **%

Общение со сверстниками Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление «Счастье – это когда тебя понимают» Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде Неформальные группы Взаимная симпатия Общие интересы, занятия Способы развлечений, место проведения свободного времени

Общение со взрослыми Влияние родителей уже ограничено Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей Для подростков характерно стремление к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Досуг и проведение свободного времени: проводить время с друзьями на улице – **% участвовать в вечеринка и дискотеках – **% заниматься в спортивных секциях - **% Помощь в преодолении трудностей: обратятся к родителям – **% обратятся к друзьям – **%

Поведенческие особенности подростков: Подростковый возраст: - Стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности - Выбирают себе кумиров - Проявляется соревновательный мотив - Чувствительность к оценке посторонних своей внешности - Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро меняется ранимостью и неуверенностью в себе; крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Возрастные особенности младших подростков

Основные новообразования младшего подросткового возраста / по Д.Б.Эльконину / Потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Появление разнообразных увлечений внеучебного характера. Общение с товарищами становится « особой формой жизни ». «Чувство взрослости ». Осознание и обоснованность самооценки. Появление стремления экспериментировать. Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Полоролевая идентификация как следствие возрастных изменений. Личностная нестабильность.

Желание быть состоятельным в учебной деятельности (И нтеллектуальная С остоятельность). Желание строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (К оммуникативная С остоятельность). Желание вносить свой вклад в жизнь класса, а может быть и школы (С остоятельность в Д еятельности).

Признаки тревожности школьника 1.Не может долго работать не уставая. 2.Ему трудно сосредоточиться. 3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4.Во время выполнения заданий излишне напряжён, скован. 5.Смущается чаще других. 6.Часто говорит о возможных неприятностях. 7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8.Жалуется, что снятся страшные сны. 9.Руки обычно холодные и влажные. 10.Нередко бывает расстройство стула. 11.Сильно потеет, когда волнуется. 12.Не обладает хорошим аппетитом. 13.Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14.Пуглив, многое вызывает страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16.Часто не может сдержать слёзы. 17.Плохо переносит ожидание. 18.Не любит браться за новые дела. 19.Не уверен в себе, в своих силах. 20.Боится сталкиваться с трудностями. Интерпретация: если отмечено 15 и более признаков – уровень тревожности высокий. 7 – 14 признаков - средний уровень. Менее 7-и признаков – уровень тревожности низкий.

Признаки дезадаптации школьника 1.Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. 2.Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне. 3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 4.Нежелание выполнять домашние задания. 5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 6.Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 7.Беспокойный сон. 8.Трудности утреннего пробуждения, вялость. 9.Постоянные жалобы на плохое самочувствие. 10.Неадекватные поведенческие реакции на замечания учителя, грубость. 11.Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. 12.Снижение успеваемости, потеря интереса к учёбе.

Советы педагогам по работе с тревожными детьми 1.Хвалите ребёнка даже за незначительный успех. 2.Спрашивайте ребёнка в середине урока. 3.Избегайте заданий на скорость. 4.не сравнивайте ребёнка с окружающими. а только с его собственными достижениями. 5.Предъявляйте требования, адекватные возможностям ребёнка. 6.Используйте на уроках визуальную поддержку. 7.Снижайте количество замечаний. 8.Будьте честными с ребёнком и принимайте его таким, какой он есть. 9.Способствуйте повышению самооценки ребёнка. 10. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени. 11.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте примером для ребёнка. 12.Наказывая, не унижайте ребёнка. 13.Старайтесь не стыдить ребёнка, особенно в присутствии одноклассников. 14.По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. 15.Избегайте длинных нотаций. 16.Старайтесь соизмерять свои основные требования с требованиями других учителей-предметников. 17.Обговаривайте с детьми заранее, как будет проходить экзамен, контрольная. 18.По возможности выберите подходящий для ребёнка способ проверки знаний (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и т.п.). 19.Обратите внимание на ваш стиль преподавания.

Методические и организационные условия, способствующие успешной адаптации пятиклассников Создание атмосферы доброжелательности, искренности, доверия. Создание ситуаций, позволяющих проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку и собственное мнение. Предоставление ученику права работать на уроке в собственном темпе получать задания в соответствии с уровнем обученности. Использование различных форм обучения, таких как: экскурсии, игры (дидактические и ролевые), диспуты (дискуссии), обсуждения, практические работы, мини-лекции. Р азвитие письменной речи (умение излагать своё мнение). Оценивать не только результат. но и процесс деятельности учеников. Предоставлять ученикам возможность свободного выбора источников информации. обучать умению работать с ними. Развивать рефлексивные умения – способность посмотреть на себя со стороны. Создавать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).


Слайд 2

  • Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка).
  • Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости.
  • Слайд 3

    Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения

    В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.

    Слайд 4

    Особенности поведения

    • Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).
    • В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.
  • Слайд 5

    • Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования.
    • У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
  • Слайд 6

    • Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
    • Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
  • Слайд 7

    • Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
    • Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
    • Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
  • Слайд 8

    • Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
    • Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
  • Слайд 9

    • Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
    • В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
  • Слайд 10

    Основные задачи развития в этот период

    • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
    • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
    • формирование интереса к другому человеку как к личности;
    • развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;
  • Слайд 11

    • развитие чувства взрослости;
    • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
    • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания;
    • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
    • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.
  • Слайд 12

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Первые проблемы подросткового возраста

    Педагог-психолог:

    Медведева Г.Н.


    Назовите свои ассоциации к слову «подросток»


    Подростковый возраст период роста и развития человека, который следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть с 10-11 до 16-17 лет.


    подростковый возраст считают:

    кризисным

    критическим


    Особенности подросткового возраста:

    • Физиологические изменения организма.
    • Стремление к общению со сверстниками.
    • Проявление самостоятельности,

    независимости.

    • Отчуждение от взрослых.
    • Развитие самосознания.

    • Озабоченность и неудовлетворенность своей внешностью.
    • Опыт первой влюбленности.
    • Конфликтность подростков.
    • Агрессивное поведение.
    • Отдаление от родителей.
    • Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания.
    • Противоправное поведение.
    • Суициды.

    • Говорите со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
    • Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
    • Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
    • В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.
    • Проявляйте ласку и любовь к своим детям.
    • Обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
    • Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.

    • За то, чтобы перестать быть ребенком;
    • За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность;
    • За утверждение среди сверстников;
    • Против замечаний, обсуждений.

    Как уменьшить напряженность в общении с подростком:

    • Следите за собой - не делайте различий при обращении с вашими детьми.
    • Обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела.
    • Не ожидайте, что подросток примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять.
    • Во время ссоры ребенок может выпалить то, что он не думает на самом деле.
    • Знайте, что не бывает идеальных

    родителей, все в чем-то делают


    ГЛАВНОЕ В СЕМЬЕ: ЛЮБОВЬ – ДОВЕРИЕ – ПОНИМАНИЕ – ПОДДЕРЖКА


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Возрастные особенности младших подростков

    Основные новообразования младшего подросткового возраста / по Д.Б.Эльконину / Потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Появление разнообразных увлечений внеучебного характера. Общение с товарищами становится « особой формой жизни ». «Чувство взрослости ». Осознание и обоснованность самооценки. Появление стремления экспериментировать. Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Полоролевая идентификация как следствие возрастных изменений. Личностная нестабильность.

    Желание быть состоятельным в учебной деятельности (И нтеллектуальная С остоятельность). Желание строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (К оммуникативная С остоятельность). Желание вносить свой вклад в жизнь класса, а может быть и школы (С остоятельность в Д еятельности).

    Признаки тревожности школьника 1.Не может долго работать не уставая. 2.Ему трудно сосредоточиться. 3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4.Во время выполнения заданий излишне напряжён, скован. 5.Смущается чаще других. 6.Часто говорит о возможных неприятностях. 7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8.Жалуется, что снятся страшные сны. 9.Руки обычно холодные и влажные. 10.Нередко бывает расстройство стула. 11.Сильно потеет, когда волнуется. 12.Не обладает хорошим аппетитом. 13.Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14.Пуглив, многое вызывает страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16.Часто не может сдержать слёзы. 17.Плохо переносит ожидание. 18.Не любит браться за новые дела. 19.Не уверен в себе, в своих силах. 20.Боится сталкиваться с трудностями. Интерпретация: если отмечено 15 и более признаков – уровень тревожности высокий. 7 – 14 признаков - средний уровень. Менее 7-и признаков – уровень тревожности низкий.

    Признаки дезадаптации школьника 1.Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. 2.Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне. 3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 4.Нежелание выполнять домашние задания. 5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 6.Жалобы на те или иные события, связанные со школой. 7.Беспокойный сон. 8.Трудности утреннего пробуждения, вялость. 9.Постоянные жалобы на плохое самочувствие. 10.Неадекватные поведенческие реакции на замечания учителя, грубость. 11.Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. 12.Снижение успеваемости, потеря интереса к учёбе.

    Советы педагогам по работе с тревожными детьми 1.Хвалите ребёнка даже за незначительный успех. 2.Спрашивайте ребёнка в середине урока. 3.Избегайте заданий на скорость. 4.не сравнивайте ребёнка с окружающими. а только с его собственными достижениями. 5.Предъявляйте требования, адекватные возможностям ребёнка. 6.Используйте на уроках визуальную поддержку. 7.Снижайте количество замечаний. 8.Будьте честными с ребёнком и принимайте его таким, какой он есть. 9.Способствуйте повышению самооценки ребёнка. 10. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени. 11.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте примером для ребёнка. 12.Наказывая, не унижайте ребёнка. 13.Старайтесь не стыдить ребёнка, особенно в присутствии одноклассников. 14.По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. 15.Избегайте длинных нотаций. 16.Старайтесь соизмерять свои основные требования с требованиями других учителей-предметников. 17.Обговаривайте с детьми заранее, как будет проходить экзамен, контрольная. 18.По возможности выберите подходящий для ребёнка способ проверки знаний (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и т.п.). 19.Обратите внимание на ваш стиль преподавания.

    Методические и организационные условия, способствующие успешной адаптации пятиклассников Создание атмосферы доброжелательности, искренности, доверия. Создание ситуаций, позволяющих проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку и собственное мнение. Предоставление ученику права работать на уроке в собственном темпе получать задания в соответствии с уровнем обученности. Использование различных форм обучения, таких как: экскурсии, игры (дидактические и ролевые), диспуты (дискуссии), обсуждения, практические работы, мини-лекции. Р азвитие письменной речи (умение излагать своё мнение). Оценивать не только результат. но и процесс деятельности учеников. Предоставлять ученикам возможность свободного выбора источников информации. обучать умению работать с ними. Развивать рефлексивные умения – способность посмотреть на себя со стороны. Создавать эмоциональную обстановку в классе, близкую к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).